Актуальной темой сейчас на рынке в 2022 году будет продажа комнат и долей. И в такой сделке будет важна не столько схема, сколько сама ее суть. У нас есть совсем свежая история. В марте мы благополучно завершили сделку с долей в двухкомнатной квартире. И по ее окончании у нас у всех было чувство, что мы сделали что-то очень важное, выполнили какую-то миссию. Честное слово.
В Юго-Западном районе Екатеринбурга жила обычная семья: папа, мама и дочка. Семья небогатая, жили в однокомнатной квартире. Дочка выросла, вышла замуж. И у них с мужем родился первый ребенок. Купить или арендовать свое жилье у молодых возможности не было. Они пришли жить к родителям. Копили, конечно. Но ипотекой почему-то воспользоваться не могли. И в какой-то момент на семейном совете, видимо, решили, что единственный способ улучшить свои жилищные условия – использовать деньги материнского капитала.
Обратился к нам клиент с целью продать квартиру. Договорились обо всех существенных условиях. Проверили собственника на первом этапе. В нашем агентстве система проверок двухступенчатая. На этапе заключения договора на продажу объекта и уже перед выходом на сделку более глубокая. На первом этапе казалось, что все прозрачно.
Когда работаешь риэлтором, надо быть готовым ко всему. Люди непредсказуемы. И эта история в моей памяти всегда будет с привкусом шока.
В 2014 году властями ряда стран тоже были введены экономические санкции, действие которых отразилось, в том числе, на рынке недвижимости России. Можно ли предсказать будущее, вспомнив прошлое? Пока в мире нет убедительных доказательств, что такая взаимосвязь прямая и прочная. Другое время, другие обстоятельства. Тем не менее, сегодня это единственный доступный способ попробовать понять, что может ожидать вторичный рынок недвижимости в стране и в Екатеринбурге, в частности.
В этой сделке я познакомилась с агентом Светланой, с которой мы тесно подружились позже. Обстоятельства нашего знакомства были таковы, что их невозможно забыть. Я очень Светлану после того случая уважаю. И понимаю, что мне с моими 160 см роста с таким спектаклем было бы не совладать.
Знакомый приобрел квартирус торгов. Из справки формы 40 следовало, что все ранее проживающие в ней сняты с регистрационного учета. И на момент сделки никто в квартире не был зарегистрирован.
«Периодом страха» в Екатеринбурге называют срок, который длится с момента сдачи документов на регистрацию до получения свидетельства о праве собственности на квартиру. Нервничать приходится покупателю – деньги за квартиру уже отданы, а право собственности возникнет только через несколько дней. Если в Росреестре что-то пойдет не так, то покупателю предстоит забирать у продавца отданные деньги. Как показывает практика, остановка регистрации явление нередкое. Это может случиться, как минимум, по 8 причинам.
Это была весенняя история с многомиллионной сделкой, в которой я получила изрядную порцию адреналина. Мой клиент, с которым мы работали уже 4 года, хотел купить инвестиционную недвижимость в Краснодарском крае. Сделка была на 60 млн, и такая сумма подразумевает, во-первых, ответственное отношение сторон, а во-вторых, прозрачность всех действий. Но краснодарские нормы и правила у агентов, они как бы другие. И в последний момент перед сделкой я увидела своего клиента с неизвестной мне стороны.
Эта история не из моей практики. Ее мне рассказали. Но настолько она проста по форме и ужасна по сути, что я хочу ею поделиться. Дело было в Каменске-Уральском. Я сама оттуда родом. И знаю не понаслышке, что основной актив недвижимости в областных городах – это вторичное жилье, чаще всего в 90-ее годы приватизированное.
От 5% до 15% заключённых сделок с недвижимостью спустя какое-то время оспариваются в суде, и часть из них признаются недействительными. Портал METRTV.ru насчитал 11 факторов, каждый из которых может стать поводом для признания сделки по купле-продаже жилья недействительной или ничтожной. Противопоставить этим факторам покупатель может трёхступенчатую систему защиты от аннулирования сделки.
Есть такие ситуации, в которых человеку помочь почти невозможно. Даже советом. Конечно, сложно обычному человеку разобраться в юридических тонкостях оформления договора купли-продажи жилья. Но проблема еще и в том, что люди социальны, и всегда будут верить другому такому человеку на слово. Особенно, если они договорились о цене ниже рыночной.
Моему клиенту на момент сделки было 65 лет. А что это значит для банка? Это значит, что 65 – предел по возрасту. И не имеет значения, что он выглядит как 40-летний, красив, здоров, подтянут. Он ИПешник, всю свою профессиональную жизнь инвестирует в коммерческую недвижимость. Но ни разу не брал кредит, тем более ипотечный. Выбор банков у него без кредитной истории, мягко говоря, был ограниченный. И вот жизнь подбрасывает ему шанс взять хороший объект по отличной цене. Нужна ипотека 30 млн.
Для меня нестандартная сделка та, в которой неожиданно становится страшно. Если бы это случилось с моими клиентами, я бы вместе с ними в прямом смысле поседела. Но я тогда работала на стороне продавца. И все равно испытала ужас. Представляю, как эта история отразилась на покупателе.
Я хотела поделиться в этой истории не столько своим профопытом, сколько удивлением от того, как плотно профессия риэлтора «вписана» в реальную жизнь. В одной из сделок я стала невольной участницей любовной истории. И даже, как мне кажется, повлияла на ее исход. Но должен ли риэлтор вмешиваться в жизнь других людей, своих клиентов, или нет, я не знаю ответа на этот вопрос.
Этим летом мне позвонил приятель. Он был в панике – помоги быстро купить дом. Его могут «перехватить», а у нас ипотека разваливается и квартира уже продана.
В этой истории драмы не будет – все герои живы и здравствуют. Но у нее вполне может быть продолжение. Почему нет? Ведь квартира вернулась ко мне. А у меня готов на нее архив.
У меня есть давний клиент. Мы знакомы с того времени, как я помогал ему после смерти матери перевезти родную сестру-инвалида из Полевского в Екатеринбург. Дело усложнялось тем, что инвалидность сестры связана с ментальными нарушениями. У нее синдром Дауна. Но такой привязанности к больному, в сущности, человеку я больше не видел.
Не думала я, что сложности в покупке квартиры могут возникнуть с военными. Но жизнь на полном государственном довольствии, похоже, делает военных социально непрактичными. Все риэлторы и юристы знают, что перед покупкой жилья нужно проверять на долговые обязательства продавца. Наша сделка показала, что проверять надо еще и покупателя, особенно если он в форме.
Думаю, у каждого риэлтора есть такая сделка, после которой он серьезно думает, а может ли он работать дальше, оставаться в профессии? Я так сильно вложилась в участников сделки с эмоциональной стороны, что мне нужна была пауза, чтобы серьезно подумать над своим будущим.
Ошибка! Неверно введена почта или пароль.
Ошибка! Пользователя с такой почтой нет.
Пароль выслан на вашу электронную почту.
Ошибка! Учетная запись с такой электронной почтой уже зарегистрирована.
Я регистрируюсь как:
Оставьте ваш телефон, и с вами свяжется специалист.
Неверные данные. Напишите на адрес kvmetr@list.ru, если ссылка из вашего письма не работает.