Не думала я, что сложности в покупке квартиры могут возникнуть с военными. Но жизнь на полном государственном довольствии, похоже, делает военных социально непрактичными. Все риэлторы и юристы знают, что перед покупкой жилья нужно проверять на долговые обязательства продавца. Наша сделка показала, что проверять надо еще и покупателя, особенно если он в форме.
Ксения Лазарева, специалист агентства недвижимости «Макромир»
«Всплывший» долг
Ко мне по рекомендации обратилась женщина-офицер. Мы с ней купили квартиру по военной ипотеке. Суть этой программы в том, что на личном спецсчете военный в течение службы копит деньги. И уже после трех лет службы имеет право купить жилье в собственность. Максимальный размер доплаты на сегодня составляет 2,2 млн руб. Т.е. если жилье стоит больше, оставшуюся сумму военный доплачивает собственными средствами или за счёт кредита.
За выбранную квартиру в Академическом продавец просила 3 млн. рублей. Росвоенипотека оформила клиентке выплату в 1,5 млн. руб. Остальную сумму мы брали в банке как ипотеку. Военное финансовое ведомство перечислило свою долю денег на спецсчет клиентки аж за три недели до сделки. В эту сумму был заложен первоначальный взнос, чтобы банк смог оформить кредит.
Ипотека одобрена, мы регистрируем переход права собственности, и с документами из Росреестра приезжаем в офис банка.Клиентка отдала подтверждающие документы и заняла очередь к операционистке, чтобы сразу перевести деньги на счет продавца. У нас был безналичный расчет, т.е. банк перечисляет сумму на личный счет покупателя, а уже моя клиентка отправляет их продавцу. И нам нужно было в банке, по сути, только перейти от одного окна к другому и окончательно рассчитаться с продавцом.
Мы ожидаем, когда закончат обслуживание предыдущего клиента. Деньги банк уже положил на личный счет клиентки. Мы их видим в личном кабинете. И через минуту приходит сообщение, что с этого счета сумма около 300 тысяч списана. Что случилось? Оказалось, что деньги были списаны приставами. У моей клиентки просроченные потребительские кредиты, по которым велось судебное производство. Счета были арестованы. Так, я узнала о ее долгах.
Как же все-таки банк перечисляет деньги?
Чтобы полностью рассчитаться с продавцом и закончить сделку, нам не хватило 5 минут и этих 300 тысяч. Я позвонила хозяйке квартиры сообщить, что деньги перечислены, но не в полном объеме. И придется подождать еще некоторое время. Неприятная ситуация, но деваться некуда.
Проблема усугублялась тем, что в Росвоенипотеку мы должны были до определенного срока представить документы о полном расчете с продавцом. Только в этом случае программа начинает работать. Если хоть рубль продавцу не доплатили, сделка либо расторгается, либо клиентке придется самой из личных средств платить ипотеку, поскольку обязательства перед банком никто не отменял.
Почему клиентка не сказала мне о своих долгах раньше? Да, если бы я знала о судебном производстве раньше, то мы воспользовались бы другой схемой получения ипотеки. Например, депозитом нотариуса. Клиентка объясняла, что не подумала, что деньги придут сначала на ее счет и гарантированно спишутся. Я думаю, что возможно было неловко рассказывать. Это ведь не та информация, которой хочется поделиться. Наоборот, такое обычно скрывают даже от близких.
На тот момент я как риэлтор выполнила все свои обязательства: объект мы нашли, по хорошей цене, документы в Росреестре оформили и ипотеку получили. Дальше должна была бы она сама заниматься своими долгами. Но тут как бросить человека?
Времени я, конечно, потратила на эту сделку в два раза больше, чем могла. Мысленно пыталась понять, о чем клиентка думала, когда точно знала, что у нее идут суды, и зарплата с этого же счета уже списывалась приставами не раз. Но вот факт – женщина до последнего считала, что банк перечислит деньги сразу на счет продавца, хотя в договоре все прописано.
В общем, нужно было выяснить, где сейчас находятся списанные деньги. Обычно после списания их перечисляют на спецсчет Службы судебных приставов. И только потом они идут на уплату долгов. Сделка была в воскресение, а в понедельник клиентка позвонила лично в бухгалтерию Управления. Но ей ответили, что бухгалтер в отпуске, и никакую информацию дать не могут. Оставался только один вариант.
Снимаем арест
С 1 июля 2014 года закон обязывает банки проверять своего заемщика на долговые обязательства. Т.е. если в отношении человека ведется судебное производство, и счета арестованы, банк не в праве перечислять на этот счет деньги. И при этом должен уведомить клиента о причинах. Почему банк досконально не проверил мою клиентку – не знаю.
Дальше было как было. Приставы на основании решения суда списывают деньги. И банк обязан провести эту процедуру. Все, круг замкнулся.
«Вам нужно очень быстро собрать деньги и положить на свой счет», – конечно, я боялась повторения ситуации. А вдруг у клиентки еще какие-то долги, о которых не то что я – даже она не знает? За 2-3 дня клиентка заняла у родственников 300 тысяч.
На процедуру перевода денег мы приехали все: я, продавец и клиентка. Со специалистом банка мы еще раз проверили статус счета, на который должен был осуществляться перевод. Вроде бы все было в порядке. После того списания арест был снят. Клиентка кладет на свой счет деньги, и операционист моментально их переводит на счет продавца. Продавец подтверждает их получение. Дальше банк должен был передать информацию о полной выплате Росвоенипотеке.
* * *
Пока клиентка звонила приставам, я консультировалась у юристов. «Подавайте в суд на банк», – мне сказали. А продавец должна была бы подать в суд на моего клиента. Но у нас в итоге обошлось все только увеличением срока освобождения квартиры. В конце месяца продавец должна уже окончательно съехать, и я обязательно перезвоню клиентке, узнать, как справили новоселье и все ли в порядке.
Ранее по теме: