Система саморегулирования в строительной отрасли дает сбой: Ростехнадзор не справляется с возложенными на ведомство обязанностями госконтроля над СРО, и за 1,5 года в регионах России сформировалась масштабная система коммерционализированных партнерств, выдающих допуски с нарушением унифицированных стандартов. Около 30% строительных компаний в УрФО и 23% в Свердловской области состоят в СРО, зарегистрированных за пределами округа. За последние полгода 316 организаций ушли в неуральские СРО. Эксперты опасаются негативных последствий от деятельности таких организаций на строительных объектах и ждут от федерального центра решений, которые позволят ликвидировать пробел в законодательстве и принудительно закрывать недобросовестные СРО.
Участники строительного рынка УрФО, преимущественно малые компании, покидают базовые региональные отраслевые СРО и переходят в саморегулируемые организации, базирующиеся за пределами федерального округа. За последние полгода общая численность строительных организаций, состоящих в окружных СРО, увеличилась на 200, но при этом еще 316 субъектов ушли в объединения за пределами УрФО.
Как сообщил «НЭП» координатор Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в УрФО Сергей Лекомцев, согласно данным последнего мониторинга число строительных организаций, вступивших в «неуральские» СРО, составило 2,3 тыс участников – 30% от общего числа компаний (всего 7,5 тыс.). По Свердловской области, где базируется наибольшее число строительных организаций, данный показатель чуть ниже: в уральских СРО состоят 2,8 тыс членов, а в составе СРО, зарегистрированных за пределами УрФО, – 650 участников рынка (около 23%).
Напомним, всего в шести субъектах округа действует 13 саморегулируемых организаций и 21 представительство СРО-нерезидентов. В Свердловской области согласно реестру Ростехнадзора РФ работает 6 некоммерческих партнерств: три из них созданы на базе отраслевых союзов – НП «СРО «Гильдия Строителей Урала», СРО НП «Строители Свердловской области», СРО «Союз стройиндустрии Свердловской области». Еще три строительные объединения – НП СРО «Межрегиональная Строительная Группа», НП СРО «Региональная строительная ассоциация» (РЕСТРА) и НП СРО «Союз строителей «РЕГИОН».
Сергей Лекомцев отмечает, что причинами оттока почти трети уральских компаний из территориальных СРО стало несколько факторов.
«Частично, это произошло еще во II полугодии 2009 года, когда регистрация наших СРО искусственно сдерживалась, в чем я абсолютно убежден. Некоторое количество организаций вступили в единые СРО по ведомственному принципу (железнодорожники, нефтяники, атомщики и т.п.). Но большинство наших строительных организаций вступило в СРО за пределами УрФО только потому, что в там и взносы, и требования минимальные. Тревожно, что процесс выхода отдельных строительных организаций из наших СРО продолжается. Так, за последние полгода из двух СРО Тюменской области и ХМАО-ЮГРА вышло еще 55 организаций», – рассказал «НЭП» г-н Лекомцев.
С ним согласен и директор НП СРО «Союз стройиндустрии Свердловской области» Юрий Чумерин. По его словам, в практике союза было около десятка случаев, когда компании, получив отказ в удовлетворении своих требований, отказывались от партнерства.
«Они приходили и говорили – хотим допуск на 20 видов работ, но по закону могли осуществлять только три. Несколько строительных компаний ушли от нас в СРО, которые выдают свидетельства допуска всем подряд на все виды работ, даже если квалификация застройщика не соответствует нормативным требованиям. И это ненормальная ситуация для рынка», – заявил НЭП директор НП СРО «Союз стройиндустрии Свердловской области» Юрий Чумерин.
Исполнительный директор «Гильдии строителей Урала» Вячеслав Трапезников считает, что причиной такой ситуации стали пробелы в законодательстве. При этом эксперт отмечает, что хуже всего то обстоятельство, что конкурентный рынок так и не сформировался и по-настоящему работающие СРО не выдерживают конкуренции с «однодневками».
«Мы не можем предложить своим партнерам ничего из того, что входит «в пакет» услуг коммерческих структур. Мы не можем предложить членам партнерства работать без страховки, без реального компенсационного фонда, без обучения специалистов и проверок», – говорит Трапезников.
О возможности работать без проверок НЭП сообщили в представительствах и филиалах четырех СРО, работающих на территории Свердловской области. Специалист ООО «Финансово Правовая Компания» Евгения Бражникова (представляет интересы НП СРО «Строители железнодорожных комплексов», Санкт-Петербург) сообщила, что при условии заключения агентского договора на год стоимостью 40 тыс рублей, «компания полностью решит вопросы проверок и избавит от любых беспокойств». Получить допуск обещают за 2 дня, отправив сканы следующих документов: устава, свидетельства регистрации в ЕГРЮЛ, протоколы об избрании и назначении директора, карточка предприятия. Документы о квалификации руководителя и специалистов (диплом, трудовая книжка) можно приложить, если они есть. Размер вступительного взноса – 5 тыс рублей, столько же необходимо вносить ежемесячно в виде членских взносов. Размер ежегодной страховой суммы 2100 рублей.
«Мы также являемся агентами «Стройрегион» – это более крупное СРО, в котором состоит около 12 тыс компаний, и времени на получение допуска потребуется чуть больше. Но зато в СРО «Строители железнодорожных комплексов» состоит около 5 тыс членов и там все делается очень быстро. На сегодняшний день – это самое выгодное предложение на уральском рынке», – отметила г-жа Бражникова.
Чуть дороже окажется вступление в НП «Межрегиональную Строительную Группу», где до 1 июля 2011 года проходит акция – размер вступительного взноса составляет 9 999 рублей. Остальные платежи являются среднерыночными : членский взнос-50 тыс рублей, взнос в компенсационный фонд-300 тыс рублей. В реестре членов НП указаны 210 компаний в т.ч. из Владивостока и Перми. Из них 79 членов – организации со свердловской пропиской.
По мнению опрошенных НЭП руководителей уральских отраслевых саморегулируемых организаций, статистика «оттока» уральских компаний из базовых СРО свидетельствует о том что, спустя полтора года с момента запуска реформы в строительной отрасли, сама идея перехода на саморегулирование оказалась фактически дискредитированной. При этом, Ростехнадзор, в ведении которого остался контроль над легитимностью работающих СРО, активной работы не ведет не только в регионах, но и в федеральном центре.
«Ни на этот, ни на следующий год никаких проверок региональных СРО пока не запланировано. Вообще, этим занимается центральный аппарат, и по плану мероприятий проверки прошли только 7 СРО из других территорий. Мы действуем в соответствии с ФЗ-294 и не имеем права выходить на проверки в течение первых трех лет, чтобы не «кошмарить бизнес»», – заявил НЭП начальник межрегионального отдела по государственному строительному надзору Уральского управления Ростехнадзора Андрей Фоминых.
Возникновение системного сбоя осознают и власти. На заседании рабочей группы координационного совета по подготовке изменений в Градостроительный кодекс РФ при Минрегионе РФ (прошло 24 мая 2011 года – прим. НЭП) было принято несколько решений о разработке мер борьбы с коммерциализацией СРО. В частности, речь идет о привлечении к борьбе с недобросовестными СРО МВД РФ. Замминистру Минрегиона Константину Королевскому дано поручение в срок до 15 июня текущего года направить в Минюст России обращение для рассмотрения вопроса о возможности через суд ликвидировать СРО, деятельность которых противоречит целям саморегулируемой организации.
Кроме того, на этой неделе рабочая группа Минрегиона должна была разработать предложения для Минюста, Генпрокуратуры и Следственного комитета для усиления работы по выявлению «проблемных» НП на основании особого перечня. В документе указаны восемь пунктов-признаков коммерциализации СРО (не менее четырех из них можно применить к значительной части объединений, работающих на Урале – прим. НЭП»). К таким признакам относится активная реклама, призывающая к вступлению в СРО, разветвленная сеть по приему документов, отсутствие документов у персонала об образовании и квалификации и контроля над их подлинностью, предоставление возможности вступления в СРО без уплаты взноса в компенсационный фонд в полном объеме.
Для решения проблемы, считают уральские эксперты, необходимо внести корректировки в нормативную базу и уточнить полномочия всех участников процесса. Например, передать полномочия контрольного органа «Национальному объединению строителей» и создать специализированную базу данных.
«Нужно создать единый государственный реестр аттестованных специалистов, работающих в строительных компаниях. В НОСТРОЙ уже разработана программа для создания такой базы данных, чтобы недобросовестные СРО не занимались махинациями, продавая допуски и вписывая в число аттестованных сотрудников десятка разных НП одного и того же специалиста. Это очень сложная и большая работа, которая займет не менее года», – говорит координатор НОСТРОЙ в
Источник: НЭП 08