Партнерские продажи это механизм, при котором риэлтор, организующий продажу квартиры клиента, делится комиссионными со своим коллегой, который приведёт покупателя на эту квартиру. Нечто вроде официального «отката», за помощь в поиске покупателя. Применение механизма партнёрских продаж стимулирует риэлторов, работающих с покупателями недвижимости, «продвигать» своих клиентов на рынок – активно распространять информацию о том, что некий гражданин желает приобрести объект с такими-то параметрами.
Как пояснил заместитель директора АН «Белый Дом» Тимофей Кривощеков, размер выплаты риэлтору, приведшему продавца, обычно не превышает четверти суммы, полученной от продавца квартиры. При работе с коммерческими объектами размер вознаграждения может быть больше – до трети от полученной суммы.
В свою очередь ведущий специалист компании «Эксперт-Недвижимость» Юлия Жилякова предостерегает – партнёрские продажи представляют определённый риск для человека, покупающего жильё. Он может столкнуться с тем, что нанятый им агент, станет активно предлагать конкретную квартиру, не потому что она лучшая на рынке, а просто потому, что рассчитывает получить «откат» в рамках партнёрской продажи.
Есть у партнёрских продаж и другие неочевидные нюансы.
Никита Словиковский
директор АН «Драже»
Часто люди путают партнёрские продажи и мультилистинг (MLS). Партнёрские продажи – то, как они проводятся Екатеринбурге – это разовые договорённости отдельных риэлторов или агентств. Тогда как MLS предполагает обязательное участие большого количества игроков местного рынка риэлторских услуг. Только так будет обеспечен действительно оперативный поиск покупателя для каждого объекта (просто потому что много риэлторов владеют информацией о многих покупателях). Ещё одно важное свойство MLS – бесплатные услуги для покупателя. Работу с ним фактически оплачивает продавец объекта.
Как замечает Никита Словиковский, при отсутствии полноценно работающей MLS системы - для риэлтора польза от партнёрских продаж неочевидна. Да, риэлтор продаёт объект быстрее, зато он лишается части вознаграждения. И как показывает опыт, подобные потери часто неоправданны. Если бы агент работал по обычной схеме, то при тех же трудозатратах он мог заработать больше.
В свою очередь, опыт применения полноценной схемы MLS (в США, др. странах и в Подмосковье) показывает, что эффективность работы риэлторов по такой модели реально увеличивается. Однако Екатеринбургу об этом пока остаётся лишь мечтать.
Никита Словиковский
директор АН «Драже»
То, что в Екатеринбурге начали практиковаться партнёрские продажи, отнюдь не означает, что здесь вскоре сформируется полноценная система MLS. Для такого скачка пока нет условий. MLS может стать актуальным, если местный рынок станет ещё более жёстким – то есть спрос со стороны покупателей будет гораздо более низким, чем сегодня, и продажи действительно встанут. В этом случае MLS станет единственным способом находить покупателей в приемлемые сроки. И это подтолкнёт агентства к участию в ней.
О планах формирования системы MLS неоднократно заявляла Уральская палата недвижимости. По мнению экспертов УПН, итогом введения MLS на Среднем Урале станет ощутимое сокращение сроков продаж жилья на вторичном рынке. Сейчас средняя реализация по рынку составляет 3-4 месяца, если цена объекта стоит «в рынке» – то полтора месяца. Использование же системы партнерских продаж внутри ассоциации позволит осуществлять продажи за один месяц или около того.
Ранее по теме: Риэлторы Екатеринбурга смогут продавать квартиры за один месяц