Исследования, проведённые группой ученых из Института промышленной экологии УрО РАН, показали, что на улицах Екатеринбурга накопилось 80 тыс. тонн пыли, что составляет 53 кг на душу населения, говорится в пресс-релизе Российского научного фонда.
Ученые брали пробы грязного и нетронутого снега в 6 районах с разным уровнем застройки. Образцы собрали на тротуарах, дорогах и обочинах, внутридворовых проездах и автостоянках. Исследования показали, что снегогрязевая смесь на дорогах и обочинах содержит 35 грамм твёрдых примесей на литр, а снег, который находится вдали от дорог, содержит менее одного грамма примесей на литр.
Исследователи пришли к выводу, что главная причина появления пыли на дорогах (в зимний период) – истирание дорожного покрытия шипованными шинами, также в пыли присутствуют материал противогололедных покрытий и фрагменты строительных материалов.
Важный результат исследований, по словам ученых, – это то, что отложения во всех районах города имеют похожий состав. Автомобили переносят грязь из одного района в другой на колесах. Поэтому проблемы с вывозом снега с дорог и тротуаров хотя бы в одном районе приводят к загрязнению территории и воздуха во всем городе.
– На территории Екатеринбурга, по нашим подсчетам, находится примерно 320 тыс. тонн твердого грязевого осадка, из которых около 80 тыс. тонн составляет пыль. Исследования, проведенные в Екатеринбурге, показали, что в составе снегогрязевой пульпы концентрация таких элементов как хром, магний, никель, алюминий, вольфрам выше, чем в почве. Во время таяния снега твердые вещества попадают в почву, – отметил руководитель проекта, кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник Института промышленной экологии УрО РАН Андриан Селезнев.
Исследование состава и свойств снегогрязевой пульпы в Екатеринбурге положило начало реализации крупного проекта, в рамках которого изучают современные процессы образования осадков более чем в 10 крупных городах России.