Подавая заявку на ипотечный кредит, многие заемщики получают отказ. В каждом случае есть свои причины, которые банки не спешат раскрывать, чтобы не навредить своей репутации. И, как правило, отказ будет сопровождаться формулировкой «без объяснения причин».
Эксперт отдела ипотечных услуг компании «БК_НЕДВИЖИМОСТЬ» Ирина Халикова рассказывает о пяти наиболее частых причинах, по которым банки не выдают ипотеку заемщику.
1. Плохая кредитная история.
Это самая распространенная причина отказа в ипотечном кредите. К ней относятся, например:
— Допущенные просрочки платежей по ранее взятым кредитам – потребительским, кредитным картам и т.д.
— В том числе, даже если плохая кредитная история возникает отчасти по вине банка – когда банк не информирует клиента об оставшейся копеечной задолженности, на которую продолжают начисляться проценты, а клиент об этом даже не знает.
2. Недостаточная платежеспособность
— Это может быть низкий официальный доход.
— Наличие кредитных карт и других действующих кредитов, особенно если их много.
— Недостоверность данных, когда заемщик приукрашивает информацию в анкете, завышает уровень дохода и др. А банк при проверке раскрывает этот обман. В этом случае также высока вероятность отказа в ипотечном кредите.
3. Проблемы, связанные с компанией, в которой работает заемщик
Например, если юридическое лицо (работодатель заемщика) находится на стадии банкротства.
4. Человеческий фактор: нелепые казусы, возникающие в процессе рассмотрения
— Когда служба безопасности ошибочно принимает вас за другого человека — однофамильца с одинаковой датой рождения, но с плохой кредитной историей или судимостью.
— В процессе проверки службой безопасности банка ответственное лицо (бухгалтер, сотрудник отдела кадров) ошибочно не подтверждает, искажает данные, указанные в анкете заемщика.
— Нет возможности дозвониться до директора компании по любой причине, будь он в отпуске или просто не отвечает на незнакомые номера.
— В момент проверки заемщик испытывает сильное волнение, из-за которого может забыть элементарные вещи, – ФИО руководителя, место фактического проживания, указанное в анкете и др.
В нашей практике был случай, когда заемщик побоялся сказать сотруднику банка в момент проверки, что находится на больничном. Служба безопасности тут же перезвонила в офис компании, и выяснилось, что его там нет. У банка сразу возникли сомнения в достоверности информации, указанной в анкете.
5. Несоответствие заёмщика требованиям банка
В некоторых банках действует так называемый «скоринг» – это система набора баллов для прохождения заявки на следующий этап рассмотрения. Здесь учитываются такие факторы, как возраст, образование, семейное положение, стаж работы, кредитная история, наличие активов. Суммируя баллы, программа выдает заключение. Не набрав необходимое количество, заявка уходит в отказ.