Конституционный суд признал часть 1 статьи 302 Гражданского кодекса неконституционной, так как она допускает изъятие имущества у гражданина, положившегося при совершении сделки на данные Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), по иску органа власти, не принявшего вовремя мер для оформления своих прав.
Решение принято по жалобе жителя Москвы Александра Дубовца, жертвы черных риелторов. В 2008 году он купил квартиру на ул. Удальцова, но вскоре выяснилось, что ее владелец умер, не оставив наследников, а преступники подделали документы и оформили квартиру на подставных лиц. Дубовец стал последним звеном в цепочке перепродаж. В 2015 году департамент городского имущества Москвы отсудил у Дубовца квартиру: раз она поменяла собственника незаконно, все следующие сделки не имеют силы и квартира принадлежит городу.
Заявитель доказывал, что примененная судами по его делу норма не соответствует Конституции: на последних покупателей ложится риск ненадлежащего исполнения властями своих функций. Конституционный суд согласился: выморочное имущество по иску органов власти не должно истребоваться без учета факта государственной регистрации права собственности и без оценки действий властей.
Покупатель жилья не должен брать на себя риск, связанный с недостатками, которые должно устранить само государство, указал Конституционный суд. Риск любой ошибки, допущенной государственным органом, несет государство, решил суд.
«Выморочное жилье» - это закрепившийся юридический термин. Им обозначаются пустующие квартиры умерших граждан. По закону РФ, если в течение шести месяцев наследники на жилплощадь не объявились, такие квадратные метры должны быть переданы в собственность государства.