Из всех сделок самая сложная для риэлтора та, которая отняла много эмоциональных сил. И хотя на моих глазах многие люди разводились и поэтому продавали свою недвижимость, но в этот раз история выходила за рамки всего. Сделка длилась год и стоила своим владельцам нескольких потерянных миллионов.
Полина Дейнеко, агент по недвижимости АН «ДОМОС»
Пришла беда – отворяй ворота
Клиенты разводились не очень хорошо. Супруги, теперь уже бывшие, пришли ко мне вдвоем. Были спокойны, объяснили, что хотят продать свою недвижимость, потому что приняли решение не жить вместе. Вполне себе житейская ситуация. Но приличия в их поведении закончились, как только дело дошло до денег и способе их деления.
В свое время клиенты купили в Екатеринбурге несколько квартир в одном комплексе. Семья из другого города, супруги планировали переехать окончательно после завершения ремонта. Квартиры были куплены на котловане, и с тех пор сильно подорожали. И вот случилось то, что случилось – развод.
У супругов росли трое детей. Клиенты покупали недвижимость старшему сыну и себе. В покупке были задействованы и ипотека, и материнский сертификат, и региональный на третьего ребенка, и деньги родителей (бабушки и дедушки детей). И вот пришел день, когда нужно было найти эту разделительную линию. Брак у клиентов был зарегистрированный, имущество совместно нажитое. И по закону все должно быть поделено пополам. Но с таким дележом была не согласна супруга. Ведь сертификат на третьего ребенка выдается маме, а часть денег в квартиры были вложены ее родителями. И вообще, дети остаются с ней.
Одновременно с процессом начала продажи недвижимости, клиенты проходили процедуру развода в суде. И соответственно раздела имущества. И, видимо, до суда они еще не осознавали, как будут это делать. Но когда в суде им пришлось отвечать на конкретные вопросы, оказалось, что представления о разделе у них категорически не совпадают. Это была боль и беда. Их боль и беда. И моя тоже.
Адвокаты поссорились
Самые лучшие покупатели, которые согласны на самую высокую цену, приходят в самом начале продаж. С увеличением времени продажи объекта вероятность, что придется снижать цену, все выше и выше. Все же видят, что мы принимаем аванс, снимаем объект с рекламы. Потом аванс возвращаем, снова выставляем. История цены тоже видна, время выставления в продажу. А мы с клиентами все никак не можем выйти на сделку, потому что не согласована цена и постоянно переносятся сроки выхода на сделку.
Между собой супруги не могли общаться по-человечески. Настолько у них был огромным конфликт, и он только продолжал нарастать. Они не присутствовали ни на одном показе, поскольку покупатели отказывались бы от сделки еще на этапе осмотра. Никому не хочется купить «нехорошую» квартиру с плохой аурой.
Жена хотела развода немедленно и 2/3 от имущества. А муж развода не хотел совсем, и придумывал разные причины, чтобы процесс затормозить. Он настаивал, чтобы имущество было поделено пополам, поскольку он тоже в него вкладывался. Все совместные переговоры заканчивались криками, обвинениями, могло кончиться рукоприкладством.
Когда у нас отказался от сделки очередной покупатель, я попросила каждого из них нанять адвокатов. Я больше не могла выносить эту атмосферу ненависти. С адвокатами я разговаривала по телефону. Они вели дела своих клиентов по разделу имущества в суде. Каждый из них отстаивал позицию своего клиента. В итоге адвокаты тоже поссорились. Я вновь осталась одна в переговорах с покупателями и теперь уже с четырьмя воюющими людьми.
Касса, деньги, два ствола
После этой истории я всем своим клиентам при покупке недвижимости очень советую заключать брачный договор. Этот документ спасет от ужасов развода. Это не значит, что развод последует сразу за брачным договором. Но если договориться на берегу, то много сил, а главное денег можно будет сохранить в случае стрессовой ситуации. Брачный договор успокаивает обе стороны.
Квартиры у нас покупали разные люди. Сделок было несколько, и каждый раз это был треш. Супруги не могли находиться вместе в одном помещении. Я как могла, скрывала от покупателей напряженную ситуацию. Подбирала покупателей таким образом, чтобы мы появились в банке только один раз, по схеме безопасных расчетов.
Так одни из покупателей узнали о конфликте супругов уже в банке. Там была совершенно недостойная сцена. Покупатели были, мягко говоря, шокированы. И настроения от покупки у них, конечно, не прибавилось.
Для супругов мы нанимали две переговорные комнаты, чтобы они не находились вместе. Мне и сотрудникам банка необходимо было бегать из одной комнаты в другую, чтобы клиенты могли вычитать договор, проверить, подписать. Дело дошло до того, что мне пришлось вместе с супругами зайти в кассу и присутствовать при разделе наличных денег, поскольку банк отказался перечислять деньги на два счета, а мои клиенты, кажется, хотели подраться.
Деньги забирает самый терпеливый
Один из покупателей оказался очень терпеливым. Конечно, мы продавали объекты ниже рынка. Но при этом супруги постоянно переносили сроки сделки. И мало кто соглашался ждать. Людям нужно было переезжать, делать ремонты. Но у одного покупателя все совпало. Ему нравился комплекс, нравились цена и планировка. Но тут разразился очередной скандал. Поскольку квартира выросла в цене – вырос и налог на нее. Муж заявил, что никакие налоги он платить не будет, и что нужно увеличить цену продажи на этот налог.
Конечно, в этой ситуации мы должны были потерять очередного покупателя. Но случилось чудо. Покупателю часть стоимости квартиры компенсировала его компания. И мы благополучно увеличили цену на величину налога. Затраты покупателя остались неизменными. Оставалось только уговаривать покупателя подождать еще немного, пока супруги хоть договорятся и наконец выйдут на сделку.
* * *
Эта история забрала у меня много сил. Я, по сути, работала психологом и сделала максимум, чтобы все прилично закончилось. Квартиры мы продали, и деньги супруги поделили пополам. Ситуацию с разделом имущества они решили за счет других своих активов. Жена отказывалась от чего-то, а муж в свою очередь должен был купить жилье в другом городе для супруги и детей. Но эта сделка проходила уже без меня.
Ранее по теме: