Мне, в то время еще начинающему риэлтору, достались специфические клиенты. Семья – муж, жена и сын. Сыну за 20 лет. Жили они в двушке на ЖБИ, и «попивали», скажем так, в том числе и сын. Когда я к ним пришла разговаривать-знакомиться в первый раз, оказалось, что документы по нулям. Квартира не приватизирована, а великовозрастный сын несколько лет назад потерял паспорт. Так без него и жил.
Анна Микушина эксперт по недвижимости АН «Регион-Маркет»
Может, я слишком правильная, но для меня это было откровением – как можно утерянный паспорт даже не пытаться восстановить? Говорю: «Ну, оформляй документы, и начнем работать». А хотели они свою квартиру продать, купить домик в деревне для родителей и скромную комнату для сына. Он уже взрослый и постоянно был в состоянии, близком к агрессии.
У меня были кураторы в агентстве, которые интересовались что да как. Я рассказываю, что жду, когда сын оформит паспорт. А опытные наставники мне и говорят: «Не будет он паспорт восстанавливать. Ему некогда и незачем. Иди и сама с ним делай».
В общем, восстановили мы паспорт, начали процесс приватизации. Пока работали, он снова потерял его. Второй паспорт, чтобы больше не было прецедентов, я у него уже просто забрала и положила в сейф.
Тем временем, запустили мы процесс приватизации. И я чуть ли не каждый день к ним в гости ходила. Один раз приезжаю, а муж мне говорит: «Что-то Светлане моей плохо, как-то не так она выглядит». Посмотрела я нее – действительно, что-то не так. Звоню старшим товарищам, рассказываю, что происходит. А они говорят – это же инсульт, вызывай скорую.
Приезжает скорая – а женщина с инсультом в отказ. Никуда не поеду! И пишет отказ от госпитализации. Остаемся мы одни. Я вижу, что меняется человек на глазах, уже говорить не может. А мне-то она нужна живой и дееспособной. Провожу профилактическую беседу и вызываю еще одну скорую. Врачи спрашивают – кто с ней поедет? А члены семьи вообще невменяшечки. И я еду с этой Светланой в скорой, оформляю ее в больницу. Через день она из больницы сбегает.
Две доверенности и одна лояльность
За сутки, что клиентка полежала в больничке, ее хоть немного прокапали. Но правую сторону все равно парализовало, правой рукой подписать она ничего не могла. Но хотя бы осталась в уме, памяти и рассудке.
С продажей квартиры проблем не было. Они начались с покупкой. Денег было откровенно немного. На эту сумму мы выбрали комнату – и сын ушел в запой. Несколько раз он срывал сделку, потому что был в невменяемом состоянии. Пришлось привести его к нотариусу делать доверенность. Нотариус к нам был лоялен, понимал, что человеку нужно жилье, а купить его тот сам не мог. В общем, купили мы и комнату, и дом в далекой области. Какое-то время даже созванивались – все у этих родителей хорошо, несмотря на инсульт.
* * *
Когда приватизировали квартиру, все оформили на жену в единоличную собственность. Остальные от приватизации, соответственно, отказались. Учитывая, что они были один другого краше, мне было на одного проще приватизировать.
Но сейчас, спустя годы, я смотрю на эту ситуацию по-другому. Надо, чтобы все, кто на тот момент был в квартире зарегистрирован, получили бы доли. Мы же понимаем, что у прописанных, но отказавшихся от приватизации остается право пользования помещением. Причем, даже у юристов на этот счет не единого мнения. Взять, например, ситуацию, когда отказавшийся сам выписался из квартиры, затем квартиру продали, может ли он туда вернуться жить? Это, конечно, будет сюрприз для последующих собственников.
Ранее по теме: