Совет Федерации одобрил законопроект, который закрывает доступ к информации о фамилиях и именах собственников объектов недвижимости. Сегодня любой может получить выписку из ЕГРН, чтобы узнать, кто владелец квартиры или дома. Профессиональные участники рынка недвижимости уверены, что по новому закону проведение сделок потребует больших временных затрат, а покупатель недвижимости лишится самого простого способа подтвердить, что является добросовестным приобретателем.
Если сегодня Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) скрывает только паспортные данные собственника и его прописку, то после вступления нового закона в силу тайной станут даже фамилия/имя/отчество собственника. Эта информация станет доступной лишь для других совладельцев объекта, супруга/супруги собственника, хозяев смежных земельных участков и нотариуса, действующего на основании письменного заявления заинтересованного лица в целях защиты его прав.
Ряд юристов, работающих в сфере недвижимости, считает, что катастрофы пока нет. Новый закон не закрывает доступ к наиболее важной информации о том, не находится ли эта недвижимость под арестом или иными «санкциями».
Евгения Свинтаржицкая
юрист в сфере недвижимости (Екатеринбург)
Перед совершением сделки в первую очередь проверяется, не наложены ли на объект ограничения или обременения. Именно это самый проблемный момент при оформлении купли-продажи. Доступ к данной информации новый закон не ограничивает. Что касается получения выписки из ЕГРН с информацией о владельце недвижимости, то и с этим проблем не возникнет. Если владелец действительно собирается продать объект, он позволит покупателю получить такую выписку.
Действительно, по новому закону владелец объекта недвижимости сможет дать распоряжение Росреестру о предоставлении его персональных данных третьим лицам. Соответственно потенциальный покупатель (его риэлтор или юрист) без проблем смогут получить выписку из ЕГРН, в которой будут указаны ФИО владельца.
И всё же риэлторы опасаются, что усложнение проверки выставленного на продажу объекта может привести к появлению новых мошеннических схем. На поверхности лежит идея, когда гражданин N продаёт квартиру, которая на самом деле принадлежит гражданину F. Авось покупатель не станет связываться с усложнившейся процедурой проверки собственника и клюнет на приманку, как это было в 90-ее.
Людмила Плотникова
директор юридической компании «Априори-Консалт»
Напомню, что когда ещё в девяностых начинал работать государственный реестр прав (ЕГРП – предтеча ЕГРН) личная информация в нём тоже была закрыта. Персональные данные стали общедоступными чуть более десяти лет назад. А раньше вполне обходились без них. В последнее время ограничение доступа к информации стало общей тенденцией. ЕГРН не стал исключением.
При этом новый закон может усложнить жизнь тому, кто купил объект, у собственника которого в прошлом были юридические проблемы. «Засекречивание» информации о владельце недвижимости лишает покупателя этой недвижимости самого простого способа подтвердить, что он является добросовестным приобретателем и предпринял все меры, чтобы убедиться в «чистоте» объекта. Механизмы защиты добросовестного покупателя, которые продолжат работать, более сложные и затратные.
Ольга Шабурова
директор агентства недвижимости «Свит Хоум»
Сегодня если сделка опротестовывается в суде, в качестве доказательства добросовестности покупателя может быть предъявлена выписка из ЕГРН с синей печатью (то есть заказанная не в электронном, а в бумажном виде). Причём, надо чтобы получателем выписки значился покупатель объекта. Это свидетельствует о том, что он действительно предпринял действия по установлению права собственности и юридической чистоты объекта.
* * *
И ещё несколько моментов…
Ольга Шабурова
директор агентства недвижимости «Свит Хоум»
При продаже комнаты в коммунальной квартире надо обязательно поставить в известность собственников других комнат. Причём не факт, что собственники живут в этих комнатах. Сегодня установить ФИО совладельцев несложно. Они есть в выписке из ЕГРН. Я считаю, что новый закон усложняет, а в некоторых случаях, делает невозможным получение выписки в таком виде, то есть добросовестный покупатель лишается одного из инструментов защиты.
Со сложностями в процессе поиска соседей столкнутся соседи в многоквартирных домах. В новом законе прописана возможность получения личных данных владельца объекта недвижимости через нотариуса, но надо предъявить доказательства, что интерес к этим данным не праздный. Например, если житель многоквартирного дома ищет соседа сверху, затопившего его квартиру с новеньким ремонтом, то он может предъявить нотариусу протоколы осмотра, завизированные управляющей компанией.
Между тем, собственники смежных земельных участков информацию из ЕГРН о своих соседях могут получать, как и прежде, без ограничений. Новый закон им это сделать позволяет. Видимо, председателям СНТ и ОНТ придется просить соседей злостных неплательщиков выяснить этих «темных» личностей.
* * *
Как замечает Людмила Плотникова, принятие нового закона почти наверняка приведёт к увеличению доли нотариальных сделок. По новым правилам именно нотариус сможет наиболее оперативно получить нужную информацию об объекте недвижимости и его владельце. Логично, что многие покупатели жилья предпочтут доплатить, но сэкономить время.
Антон Чистяков
юрист ГК «Северная казна»
Замечу, что новый закон усложнит проверку объектов недвижимости не только гражданам. У банка, проверяющего дом/квартиру перед одобрением ипотеки, тоже могут возникнуть сложности. Не удивлюсь, если после вступления закона в силу, средний срок выхода на сделку с ипотекой увеличится на несколько дней, а то и на неделю.
Можно предположить, что банки постараются переложить часть операций на участников сделки. Если сегодня они сами запрашивают информацию об объекте, под который планируется выдача ипотечного кредита, то по новым правилам банк, например, может начать требовать от продавца предъявления свежей выписки из ЕГРН, в которой будут указаны его – продавца – ФИО. Либо, как вариант, будут «вшивать» в стоимость кредита расходы на нотариуса.
И всё же эксперты уверены, что рынок научится работать и в условиях повышенной секретности. Либо, как заметила Людмила Плотникова, законодатель поймёт, что новый закон усложнил работу рынка и упростит нормы.
Ранее по теме: