Когда чаще всего пытаются обмануть агента по недвижимости и его клиентов? Первое место держит … переезд. Сделка не закончена, пока клиент не получит ключи от квартиры. И эта история про то, как ключом открыли купленную квартиру, а там…
Татьяна Савченко, директор офиса на площади Обороны агентства недвижимости «Новосёл»
Агент не в курсе
У нас с клиентами сделка была уже на этапе передачи ключей и подписания акта приемки объекта. Квартира продавалась с мебелью, кухонной техникой и встроенными шкафами. Все достаточно в приличном состоянии. Не миллионы, конечно, по стоимости, но и не дешево. Мы предварительно подписали соглашение о переезде. И продавцы должны были к назначенному сроку освободить квартиру и передать нам ключи.
Созваниваюсь с продавцами уточнить время встречи. Они подтверждают, но уточняют, что ключи и акт с подписью привезет агент. Мы против такой схемы ничего не имели. Встретились у подъезда с агентом и поднялись на нужный этаж.
Оказалось, что продавцы своего агента фактически под поезд выбросили. Агент открывает ключом входную дверь, и вуаля – сюрприз. Причем не только для нас. Отсутствует техника, а она недешевая. А по сегодняшним временам вообще золотая. Нет кровати и прикроватных тумбочек, довольно симпатичных. И еще одного шкафчика не было. Мы на него еще на показе обратили внимание, он отлично вписывался в интерьер. И когда мои клиенты дали согласие на покупку квартиры, все эти вещи были зафиксированы в договоре, как имущество, которое продавец оставляет, а покупатель принимает.
Поскольку эта сделка была за наличный расчет, в форме договора нас никто не ограничивал. А то бывает, что некоторые банки против «мебельных» формулировок. Они говорят: «У нас своя утвержденная форма, не засоряйте ее». Тогда я делаю отдельно соглашение по поводу переезда. И в банке этот перечень тоже фигурирует. Но тут весь список мебельных позиций и техники был указан прямо в теле договора купли-продажи. Примерная стоимость только техники около 200 тысяч рублей.
И вот стоит агент посредине комнаты, хлопает глазами. Видно, что она была не в курсе, что имущество вывозилось. Мои клиенты, конечно, тоже опешили от увиденного, потому что сделка зарегистрирована и деньги переданы. Никаких актов, конечно, никто подписывать не стал.
Справедливость по-риэлторски
Продавцы несколько дней не отвечали на телефонные звонки, не выходили на контакт. Причем телефон не был отключен, гудки шли. Понятно, что они просчитали ситуацию, что недовольные покупатели будут звонить сразу. Но мы поняли, что диалог у нас не сложится, и, видимо, не пойдет в добровольном порядке.
Мы составили досудебную претензию. Электронную почту и прямые контакты нам дала их агент. Она сочла такую ситуацию крайне несправедливой. Ее, по сути, подставили. Ей было очень стыдно и неприятно, ведь вместе вели всю сделку, она проверяла документы, участвовала в составлении договора и перечня вещей, которые остаются в квартире. Кроме того, она передала нам фотографии квартиры, которые были сделаны до продажи. Там все прекрасно видно, какая мебель, в каком состоянии, цвета, марка техники и т.д.
В досудебной претензии мы обозначили срок, до которого продавцы или должны восстановить интерьер в первоначальном виде, каким он был в момент подписания договора, или заплатить денежную компенсацию. Претензию мы продублировали в мессенджеры, электронную почту, и, конечно, через Почту России по месту регистрации.
* * *
Через пару дней мне позвонил мужчина, представился юристом и был готов от имени продавцов обсудить ситуацию. Дальше шли переговоры через этого юриста. В итоге размер денежной компенсации их не устроил, и они вернули все предметы мебели и техники. На осмотр в качестве свидетеля была приглашена агент, которая эту квартиру продавала. Неприятная история наконец-то закончилась.
Ранее по теме: