Если нужно было, чтобы в законе появилась однозначная формулировка о покупке квартиры в новостройке по переуступке у физического лица с привлечением материнского капитала, то я внесла свой скромный вклад в судебную практику. Правда, ценой собственных нервов и денег. Зато теперь я способна отказать в проведении сделки. Жалость – это не то чувство, которое должен испытывать агент по недвижимости.
Анна Дорохова, специалист по недвижимости КБ «Ярмарка»
Купить квартиру вообще без денег
На дворе был 2016 год. Я на тот момент молодой специалист, отработала в недвижимости три года. Но меня уже рекомендовали – так я стала продавать квартиры в строящемся доме в Первоуральске. Сначала помогла застройщику, а тот дал мои контакты своему подрядчику.
В маленьких городках застройщики нередко расплачиваются с подрядчиками квартирами, которые те продают по более низкой цене. Моя задача была продать помочь подрядчику быстро продать квартиры в доме, который через несколько месяцев будет введен в эксплуатацию. Для меня это была новая схема – продажа по переуступке. Причем, квартиры были оформлены на физлицо. Почему не на юрлицо – не знаю. Когда я взялась за работу, документы уже были сделаны таким образом.
Продажи шли, покупатели приходили и с наличкой, и с ипотекой. Но вот появилась многодетная семья. Они хотели купить двухкомнатную квартиру именно у этого подрядчика, потому что им подходила цена. Милые люди, симпатичные ребятишки. Живут в маленьком поселке. Хотели купить жилье, потому что все соцвыплаты, которые им положены по закону, вскладчину дают нужную сумму для покупки недорогой квартиры.
От всех предыдущих покупателей эта семья отличалась тем, что у супругов не было на руках «живых» денег. Т.е. их не было от слова «совсем». Но были свидетельство о праве на получение социальной выплаты из областного бюджета. И право на получение маткапитала.
Уже после регистрации сделки пришёл отказ от ПФР
Программа материнского капитала на момент этой истории работала уже 9-ый год. И среди риэлторов проводилось множество обучающих семинаров о том, что материнский капитал нужно использовать грамотно – иначе будут проблемы, вплоть до изъятия жилья у покупателя. При этом моя задача – продать как можно быстрее, чтобы подрядчик получил деньги за работу.
Я обдумываю сделку, и меня смущает, что материнский капитал должен пройти напрямую к физлицу. Я никогда с таким вариантом не сталкивалась. Обзваниваю юристов в Екатеринбурге, кто занимается недвижимостью. Юристы законы посмотрели, сказали, что не должно быть никаких проблем. И я спокойно выхожу на сделку.
Выплата из областного бюджета проходит спокойно. Деньги подрядчик получает, а это большая часть от стоимости квартиры. И в ожидании материнского капитала мы идем регистрировать покупку. И сразу наделяем детей долями как требует закон. И после регистрации нам приходит отказ в перечислении маткапитала.
Связываюсь с Пенсионным фондом – они мне поясняют, что у них есть какое-то загадочное, для внутреннего пользования, разъяснительное письмо, согласно которому они трактуют закон иначе, чем мы. Но это 2016 год, практики толком нет, и Пенсионный фонд категорически отказывает в переводе средств.
Я была уверена, что с клиентами что-то случилось
«Откатить» сделку назад невозможно – она зарегистрирована, собственники дети. Какие у меня могли быть варианты? Только один – я принимаю решение, что мы будем судиться с Пенсионным фондом.
Привлекаю юриста, который составляет мне исковое заявление. Это расходы, и они ложатся на меня, ведь мой клиент в этой ситуации пострадавший. Отвечаю за сделку я, а взыскать с покупателя оставшуюся сумму мне было совестно. Ведь там дети, и денег нет совсем. Мне от покупателей было только нужно, чтобы они стали свидетелями в этом деле, т.е. в назначенный день приехали на заседание.
Мы с моим подрядчиком отправляем документы в суд и ожидаем повестки. Я звоню семье, чтобы они подготовились к поездке. Но они либо не отвечают по телефону, либо сбрасывают звонок, не откликаются на письменные сообщения. В общем, всячески игнорируют меня. Для меня это было очень неприятно и непонятно. Ведь я считала, что мы почти подружились – такие милые они были в общении. И квартиру на них оформили еще до получения всех денег, просто потому что хотелось чем-то помочь.
Я подняла все документы, нашла их прописку и поехала к ним в поселок. Я была уверена, что с ними что-то случилось, и мне нужно выяснить что именно.
Была поздняя осень, сугробы, рано темнело. Я нашла дом. В окнах горел свет. Слышу голоса, стучусь – никто не открывает. Такое поведение было уже более чем странное. В растрепанных чувствах я уехала домой. Нужно было готовиться к суду. А на следующее утро я узнаю, что сама жду ребенка. Это был мой личный сюрприз.
Застройщик вернул себе квартиры через суд
Прямо перед судом на имя подрядчика пришло уведомление от застройщика. И было как обухом по голове. Застройщик информировал, что отзывает квартиры в судебном порядке у подрядчиков в связи с неисполнением услуги. Под судами было 5 квартир в том доме. И застройщик их все забрал.
И я помню, как сейчас – читаю уведомление, и судорожно вспоминаю адрес, а сама думаю, только бы моя квартира не оказалась в этом списке. Застройщик непонятным мне способом выиграл дело. Хотя некоторые квартиры были уже в собственности как вторичное жилье. Это тоже урок на будущее.
Схема там такая. Застройщик подписывает с подрядчиком документы на услуги, которые должен произвести подрядчик, и за это расплачивается квартирами. А через полгода находит косяки в работе подрядчика, и суд постановляет, что либо нужно переделать, а переделать уже невозможно, либо обратно отдать квартиру. Нашей квартиры в этом списке не было, но стресс мы получили огромный.
Меня пустили в зал заседания как третье лицо
Тем временем пришла повестка. Суд первой инстанции мы с подрядчиком выигрываем. Пенсионный фонд подает апелляцию. Ждем еще пару месяцев. Нужно, чтобы на апелляции покупатели точно присутствовали или хотя бы сделали на меня нотариальную доверенность.
Я высылаю нашей многодетной семье заказное письмо, в котором информирую, что намерена с ними судиться, потому что они так и не оплатили стоимость квартиры. Они это письмо точно получили, потому что вдруг начали выходить на связь.
Я изначально к ним была очень расположена, и это была моя самая главная ошибка. У хорошего специалиста по недвижимости должна быть объективная оценка клиента как у врача. И никаких личных взаимоотношений, тем более близких и теплых.
Когда покупатели наконец-то объявились, я потребовала, чтобы они оформили доверенность на мое представительство в суде, пусть и за мой счет. Но они опять пропали. Я решила, что на этот раз ситуацию не спущу. Это был уже апрель, я на шестом месяце беременности. Тянуть было нельзя. Приезжаю, беру за руку маму, и везу ее в другой поселок к нотариусу. Нотариус как на зло в это время в отпуске. Я оставляю деньги, и эта мама дает слово, что сама съездит, оформит доверенность и привезет ее мне.
Заседание назначают на конец мая. Я приезжаю в суд, доверенности у меня на руках нет, потому что ее должны привезти. Стою у зала суда. Секретарь спрашивает о документах. Я говорю, что нет доверенности. А где истцы? Я объясняю, что они хорошие люди, из глубинки, но, наверное, где-то автобус задержали. Не знаю, что помогло: мое красноречие или уже довольно значительный живот. Итог – меня пускают в зал заседания как третье лицо. Секретарь сказала – молчи.
Я молчу. Три судьи смотрят документы. Потом спрашивают, как ситуация обстоит на самом деле. Я честно рассказываю все от начала до конца. И они выносят по нашему делу второе положительное решение.
Вас уже никто не ждёт
Я выбегаю из суда счастливая. Спустя полгода мой клиент уже точно получит деньги. И о чудо – на первом этаже я встречаю наших истцов. Был какой-то детский лепет – ой, мы тут задержались, некогда все было, но вот мы приехали. Да? А вас, дорогие друзья, уже никто не ждет.
* * *
Не хочу никого оскорбить, но такое поведение родителей многодетной семьи - это менталитет. Они как будто дети, большие дети, за которых кто-то должен принять решение. Они неплохие люди. Мне кажется, они не пытались кого-то обмануть, но вот эта установка – ну мы же не знали, мы же в глубинке живем, у нас мало денег – как будто с них снимает ответственность. И такое отношение – это бич в нашей стране.
Ранее по теме: