Процедура снятия залога, растянувшаяся на четыре месяца, оформление ипотеки в закрытом банке и замена продавца на покупателя. К каким ухищрениям пришлось прибегать участникам сделок в период самоизоляции.
Объявление карантина из-за вспышки коронавируса изменило режим работы банков, нотариусов, МФЦ и других организаций, задействованных в операциях с недвижимостью. Продавцам и покупателям квартир и их риэлторам пришлось на ходу импровизировать.
Страховка сделки обернулось 4-месячным «забегом» по снятию обременения
На квартиру, которую продавал пожилой екатеринбуржец покупатели нашлись довольно быстро. Для покупки они планировали использовать маткапитал. Особенность такой сделки в том, что средства маткапитала поступают из ПФР не сразу, а с задержкой до 10 дней. То есть продавцу квартиры придётся ждать поступления средств на счёт и переживать, дойдут ли до него деньги. Для спокойствия продавца иногда применяют такой приём – при подаче бумаг на регистрацию сделки одновременно оформляется обременение на проданную квартиру – залог в пользу продавца. Пока он не получит деньги из ПФР, покупатель не сможет распоряжаться квартирой. Когда же средства маткапитала дойдут до продавца, он через офис МФЦ отправит в Росреестр заявление о снятии залога.
Инесса Булыгина
ведущий специалист отдела продаж жилой недвижимости компании «БК_НЕДВИЖИМОСТЬ»
Сделка была оформлена в феврале 2020 года, средства маткапитала были перечислены в марте. И тут выяснилось, что бывший владелец квартиры просто не может выйти из квартиры, чтобы оформить снятие залога. Он человек пожилой, в период самоизоляции ему запретили выходить на улицу. Следующим этапом стал переход МФЦ и Росреестра на удалённый режим работы, возникли другие сложности. В результате снять обременение удалось только в июне – через четыре месяца после сделки. Хорошо, что покупатели были готовы ждать
Банки стали отказывать пожилым даже на фоне либерализации ипотеки
Ещё один сюжет о сделках с недвижимостью в период COVID-19 стал достаточно массовым. Пожилые горожане начали сталкиваться с неожиданными отказами банков в ипотечных кредитах. Стандартная ситуация выглядит так. В феврале (или марте) человек получил одобрение от банка на получение ипотеки, а спустя некоторое время вышел на сделку. И вот тут, когда осталось только подписать договор, банк заявляет, что человеку отказано в кредите.
В некоторых случаях удавалось спросить банкиров, на основании чего было аннулировано уже выданное разрешение на ипотечный кредит. Представители финансовой системы прямо отвечали, что из-за пандемии коронавируса заёмщики предпенсионного возраста попали в группу риска. Во-первых, из-за того, что именно пожилые хуже переносят COVID-19, во-вторых, из-за необходимости их ухода в самоизоляцию. То есть высок риск того, что человек может потерять работу и не сможет гасить ипотеку.
Когда режим самоизоляции был ослаблен, уральцам предпенсионного возраста банки вновь стали одобрять ипотеку.
Из-за карантина межрегиональную сделку пришлось переделать в обычную и обратно
Екатеринбургская пенсионерка решила продать свою однушку в центре города и переехать к дочери в Москву. Зять женщины врач, работает в красной зоне, поэтому она очень серьёзно отнеслась к вопросу обеспечения безопасности. На осмотр квартиры люди допускались только в защитных комбинезонах и после обработки дезинфицирующим аэрозолем.
Елена Мяло
советник генерального директора группы компаний «Северная казна»
На квартиру нашёлся покупатель из города Лесного. У него уже было одобрение ипотеки, полученное в своём отделении Газпромбанка. Но когда объявили карантин, это отделение закрылось. Поэтому человек переоформил заявку на кредит в екатеринбургский офис. Выход на сделку планировался по окончании майских праздников, но тут был введён пропускной режим и поездки из Лесного в Екатеринбург сильно усложнились. На счастье открылся тамошний филиал Газпромбанка. То есть сделку в результате решено было проводить дистанционно, как межрегиональную. Благо у банка есть опыт таких сделок.
В ходе подготовке сделки женщине (продавцу квартиры) пришлось решить несколько неожиданно всплывших проблем. Например, управляющая компания дала ей справку, в которой значился долг по коммунальным платежам. Оказалось, что банк, через который владелица обычно вносила квартплату, задержал перечисление средств, а его офис был закрыт из-за коронавируса. Пришлось женщине заплатить за коммуналку ещё раз, но теперь уже через платёжный терминал и написать заявление на отзыв средств из банка.
Елена Мяло
советник генерального директора группы компаний «Северная казна»
После продажи квартиры женщине нужна была временная прописка в Екатеринбурге. Она договорилась с подругой, что зарегистрируется у неё. Но когда женщины пришли в центр муниципальных услуг (ЦМУ), всё пошло не по плану. Для прописки требовалось согласие дочери подруги. Дочь находится в Америке, но она оставила маме доверенность, которая позволяла оформить прописку в квартире постороннему человеку. Так вот, в ЦМУ выяснилось, что срок доверенности истёк несколько дней назад. Пришлось срочно менять планы и прописываться у другой подруги.
Вывоз мебели из проданной квартиры тоже оказался нетривиальной задачей. Как уже говорилось, бывшая владелица жёстко соблюдает правила карантина. Поэтому она соглашалась работать с компанией-перевозчиком, которая гарантирует, что её рабочие не являются носителями коронавируса. Лишь после долгих поисков удалось найти компанию, которая смогла предоставить результаты теста работников на COVID-19.
После сделки у покупателей обнаружили коронавирус
Семья купила трёхкомнатную квартиру на Эльмаше. Но буквально на следующий день после подачи документов на регистрацию у всех членов семьи обнаружился COVID-19. Все процедуры по сделке проходили с соблюдением санитарно-гигиенических требований, так что другие участники не пострадали. Тем не менее, покупатели оказались в изоляции на достаточно продолжительное время. Из-за чего продавец лишился возможности получить деньги за квартиру.
Юлия Жилякова
ведущий специалист по недвижимости риэлт-компании «Эксперт-Недвижимость»
Расчёт по сделке проходил через банковский аккредитив. По такой схеме деньги, полученные от покупателя, могут быть выданы продавцу только после того, как в банк поступит подтверждение регистрации сделки Росреестром. Обычно это происходит так – покупатель приносит выписку из ЕГРН, после чего аккредитив раскрывается и продавец получает доступ к деньгам. Но покупатель из-за COVID-19 оказался «вне игры». Тогда решено было поступить по-другому. Выписку о переходе прав из ЕГРН может получить не только покупатель, но любой человек. Поэтому выписку получил продавец. Это заняло чуть больше времени, чем обычная схема, однако в рамках разумного. Эту выписку продавец принёс в банк, после чего аккредитив был открыт и продавец получил доступ к своим деньгам.
Теперь зарегистрировать постройку в Екатеринбурге мешают самолёты
Эта история не связана напрямую с коронавирусом, но она произошла как раз в период карантина по COVID-19, что усложнило решение и так непростого вопроса. В 2018 году женщина начала строительство дома на участке ИЖС в районе Елизаветинского шоссе. Были соблюдены все формальности, в том числе получено разрешение на строительство. Дом был готов весной 2020 года. Владелица подала бумаги на регистрацию дома как объекта недвижимости… И получила отказ.
Евгения Свинтаржицкая
юрист компании «БК_НЕДВИЖИМОСТЬ»
Весной 2020 года были утверждены координаты воздушных коридоров для аэропорта «Кольцово». Участок, на котором женщина возвела дом, оказался на территории, на которой запрещено новое строительство. Женщина выполнила все предусмотренные законодательством процедуры, но о том, что её участок окажется на «запретной земле» она знать не могла. В горадминистрации ей посоветовали согласовать постройку с аэропортом, но пока не существует процедуры подобного согласования. Формально ответственность лежит на органе, выдавшем разрешение на строительство. Если дело дойдёт до сноса, то администрация должна будет компенсировать затраты на строительство. Но проблема в том, что частнику, который не заключал договор со строительной компанией, будет почти невозможно подтвердить понесённые затраты.
Как пояснил Евгения Свинтаржицкая, пока будущее нового дома в районе Елизаветинского шоссе – туманно. Владелица ищет способы его легализации. Возможно, попытается сделать это через суд.