Депутаты одобрили в основном, втором чтении поправки в закон о госзакупках, разрешающие размещать заказы на любое строительство и ремонт капитальных объектов, в том числе дорог, на конкурсах. Такая система действовала до июля 2010 г., когда практически все госконтракты на строительство и ремонт стали переводить исключительно на электронные аукционы. На конкурсе распределялись заказы только на особо опасное и сложное строительство — например, мостов или электростанций. Исходя из оценок Минэкономразвития, объем закупок различных строительных и ремонтных работ в масштабах 2012 г. — свыше 3 трлн руб. На дорожное строительство и ремонт в 2012 г. запланировано потратить почти 1 трлн руб. государственных средств.
Система конкурсов удобнее для заказчиков — как добросовестных, так и нет. Первым он позволяет меньше работать над описанием работ и легче отсеивать подозрительных либо неквалифицированных подрядчиков, вторым дает больше возможностей заключить контракт со «своим» исполнителем, так как 20-45% оценки конкурсного предложения зависит от субъективных критериев. Электронный аукцион требует большей проработки документации, но и подстроить его результаты под конкретного претендента значительно сложнее. Критерии на нем могут быть только объективными (цена, срок исполнения), а торги проходят в обезличенной форме, что минимизирует возможности давления на неугодных участников торгов со стороны заказчика. Правда, в строительные аукционы и сейчас введены элементы конкурса. Если контракт превышает 50 млн руб., то заказчик может потребовать от участника торгов подтверждения выполнения аналогичных работ, стоимость которых была не менее 20% от начальной цены на тендере. Кроме того, подрядчик должен быть членом строительной СРО, предоставить финансовое обеспечение заявки (5% от начальной цены) и исполнения контракта (30%, столько же можно получить в виде аванса).
Принятие поправок в закон о госзакупках стало сюрпризом даже для некоторых чиновников, опрошенных «Ведомостями». Этот законопроект депутатов Мартина Шаккума и Александра Хинштейна готовился к отдельному первому чтению, но внезапно поправка была добавлена к другим изменениям в закон о госзакупках — по научным тендерам. По словам Шаккума, депутатам раздали поправку перед голосованием и после ознакомления они поддержали ее. Мера позволит «отсечь недобросовестных поставщиков, которые демпингуют на торгах», считает депутат.
Это правильная поправка, согласен курирующий строительство заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. По его словам, в Москве было достаточно подрядчиков, которые на аукционах выигрывали со снижением цены на 30-40%, не справлялись и объекты стояли брошенными. Другой пример — перенос коммуникаций при строительстве дорог, когда из-за ошибки можно нарушить электроснабжение целого микрорайона. Непонятные компании не должны делать такие работы, категоричен Хуснуллин. С ним солидарен сотрудник Росавтодора: при строительстве сложных и капиталоемких объектов лучше заранее знать, кто приходит на подряд. Росавтодор неоднократно призывал вернуть систему конкурсов, говорит он, и будет использовать оба способа размещения заказа — смотря что будет эффективнее для бюджета.
Уход от размещения строительных заказов только на аукционах предусмотрен и концепцией Федеральной контрактной системы, подготовленной Минэкономразвития. Правда, там защита от злоупотреблений чиновников заложена на стадии формирования начальных цен, чего сейчас нет. Тем не менее министерство поддерживает поправки депутатов, говорит замминистра Алексей Лихачев. Правда, положительного отзыва из правительства на документ нет, следует из базы Госдумы, а ФАС дала отрицательный отзыв (письмо службы в правительство есть в распоряжении «Ведомостей»). Поправка фактически легализует коррупцию в сфере госзаказа на строительство, считает начальник управления ФАС Михаил Евраев, — на конкурсах заказы будут распределяться путем договоренностей без конкуренции.
Как следует из письма ФАС, 61% участников строительных тендеров поддерживают проведение их в форме аукциона, 31% — на конкурсах (опрос проводился в июне среди 2132 поставщиков). С переходом на аукционы снижение коррупции на торгах заметили 51%, расширение возможностей участия отметили 59%. По словам основателя Rospil.info Алексея Навального, наблюдение за госзакупками показывает, что у нормальных заказчиков нет проблем с закупкой обычного строительства на аукционах. Сторонниками конкурсов всегда были чиновники и крупные строительные компании.
Источник: vedomosti.ru