Будучи уже в преклонных летах, Владимир подарил свою двухкомнатную квартиру пасынку Андрею. Дарственная была оформлена в обычной письменной форме, то есть нотариально не заверялась (что закон позволяет). Следующим шагом должна была стать подача Владимиром заявления в Росреестр о переходе права собственности на квартиру. Но мужчина попал в больницу, а спустя месяц скончался.
Когда Андрей обратился в МФЦ, чтобы оформить на себя подаренную квартиру, ему разъяснили, что раз даритель не подал заявление о переходе права собственности, регистрировать квартиру придётся через суд. А через несколько дней свои права на квартиру заявила родная дочь Владимира (от первого брака) Марина. Раз переход права собственности на квартиру по дарственной не состоялся, то Марина имела право на квартиру как единственная наследница первой очереди.
Андрей обратился в районный суд с требованием зарегистрировать его права на квартиру. Ответчиком по делу проходила наследница Марина. Суд Андрею отказал. В решении было отмечено – раз Владимир при жизни не подал заявление о переходе права собственности на квартиру, то это свидетельствует об отсутствии доказательства его волеизъявления.
Апелляционная инстанция оставила решение районного суда в силе.
Дело
дошло до Верховного Суда. В результате Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что упомянутые судебные постановления были приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В коллегии напомнили, что согласно п. 3 ст. 551 ГК РФ, если одна из сторон уклоняется от регистрации перехода права собственности на недвижимость, то регистрация возможна по решению суда. Также коллегия отметила: из материалов дела следует, что спорную квартиру Владимир фактически передал Андрею ещё до заключения договора дарения. Андрей сделал в квартире ремонт, вносил квартплату и нёс другие расходы по содержанию жилья.
Из системного толкования ст. 551 и ст. 556 ГК РФ, а также постановления Пленума ВС РФ №10/22 от 29.04.10 следует, что для разрешения иска о регистрации перехода права собственности на квартиру по договору дарения следует установить не только наличие документа о передаче имущества, но также установить фактический переход имущества от дарителя к одаряемому. В ВС РФ отметили, что положения приведенных правовых норм, а также их разъяснения не были учтены при вынесении решения судом первой и апелляционной инстанций.
Коллегия Верховного суда отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.