Верховный cуд РФ сделал разъяснения, которые касаются граждан, заключивших договоры на участие в долевом строительстве апартаментов.
Высокая судебная инстанция в своем разъяснении сказала, что после введения процедуры банкротства застройщика несостоявшиеся собственники апартаментов могут предъявлять требования только в арбитражный суд. А тот должен трансформировать требование таких дольщиков в денежное и залоговое требование с потерей любых надежд на получение своего апартамента от застройщика. Эта ситуация в корне отличается от той, в которую попадают владельцы жилых помещений.
Дольщик, вложивший свои средства в приобретение нежилого помещения, по закону лишен возможности требовать от застройщика неденежного исполнения имущественного характера. В переводе на общепринятый язык - гражданин не может требовать передачи ему нежилых помещений в недостроенном доме. Дольщик, вложившийся в апартаменты, имеет только одно право – заявить денежное требование.
Еще один неприятный момент, на который обратил внимание Верховный суд. Если «банкротный» дом все же спустя время введен в эксплуатацию, то поскольку нежилое помещение не может быть передано покупателю в натуре, оно включается в конкурсную массу, и застройщик обязан зарегистрировать за собой право собственности на него.
В таком случае право залога дольщика трансформируется далее, а именно: его требования становятся обеспеченными залогом не всех помещений в доме, а лишь того помещения, которое подлежало передаче по условиям договора участия в долевом строительстве.
В таком случае вопрос: в какой суд должен пойти дольщик с требованием о признании права собственности на объект незавершенного строительства в виде конкретного нежилого помещения? Вот, что сказал Верховный суд. По Закону «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.