Удорожание жилья на величину банковской ставки не самый страшный итог отказа от долёвки
Переход строительства жилья на схему проектного финансирования может иметь гораздо более серьёзные последствия для рынка, нежели простое удорожание жилья — считает глава «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев. По его мнению, девелоперы смогут приспособиться к модели финансирования, в которой вместо денег покупателей жилья будут использоваться банковские займы. Гораздо тяжелее по застройщикам ударит отсутствие самих покупателей.
— Меня больше всего пугает эксплуатация объекта построенного по схеме проектного финансирования, — говорит Валерий Ананьев. — Когда жильё реализуется по договорам долевого участия, то на момент сдачи дома 80% квартир уже раскуплено. В течение года дом несложно заселить полностью. Если же работать с проектным финансированием, то продажи квартир начинаются когда дом уже готов. А значит ещё несколько лет он стоит пустой и девелопер несёт серьёзные расходы по его эксплуатации. Самое страшное — дом без хозяина. Мы теряем полтора года, в течение которых не ведутся продажи. Это хуже, чем переплата по банковским кредитам.
По мнению эксперта, вместо уничтожения долёвки, Россия могла бы принять, например, британскую модель долевого строительства. Покупатель заключает договор участия в строительстве и вносит обеспечительный взнос — 10% от стоимости квартиры. Этим он гарантирует, что не откажется от покупки. Застройщик деньги на строительство берёт в банке под процент. Зато он может продавать квартиры в период строительства. Кроме того, застройщик видит, есть ли спрос на предлагаемые им квартиры и при необходимости может откорректировать параметры проекта в период строительства.