Сегодня почти половина ипотечных должников сами выставляют квартиры на продажу, чтобы погасить кредит
Стагнация цен на вторичном рынке жилья вынудила должников быстрее продавать свои квартиры, чтобы расплатиться с банками. Теперь клиенты до суда пытаются договориться с коллекторами о реализации квартир, пишут «Известия» со ссылкой на данные исследования коллекторской компании «Кит Финанс Капитал».
Агентство проанализировало количество урегулированных и находящихся в стадии урегулирования ипотечных кредитов с ноября 2016 по ноябрь 2017 года. Выяснилось, что в 45% случаев ипотечные заемщики пытаются продать квартиру, чтобы расплатиться с банком, не дожидаясь суда. Соответственно, в 55% квартиры взыскивают у должников через суд. Годом ранее вариант досудебного решения вопроса был менее популярным – тогда только 40% должников пытались договориться о продаже жилья в счет погашения долга банку до суда, а 60% — через суд.
Гендиректор «Кит Финанс Капитала» Денис Аксенов пояснил, что тренд связан с ценовой стагнацией на вторичном рынке недвижимости.
Заемщикам невыгодно тратить время и средства на судебные споры о квартирах с банками: заседания могут длиться несколько лет, а затраты на адвоката составить несколько сотен тысяч рублей. Кроме того, как подсчитал Денис Аксенов, в условиях нынешней ситуации с ценами на вторичном рынке недвижимости должник за судебный процесс может потерять около 45% стоимости квартиры.
Как пишут «Известия», банки настоятельно рекомендуют заемщикам, у которых возникли проблемы с погашением ипотеки, не затягивать процесса, а сообщить об этом кредитной организации: можно найти оптимальный и наименее затратный способ выхода из создавшейся ситуации. Если у клиента случились неприятности, но они носят временный характер, банк вполне может пойти навстречу и реструктурировать кредит или предоставить кредитные каникулы — отсрочку в погашении долга на месяц или два. Банки не заинтересованы в том, чтобы самостоятельно заниматься продажей квартир: это непрофильное для них занятие, сопряженное с отвлечением сотрудников от основной деятельности.