Человек, который приобрел квартиру ненадлежащего качества, имеет право вернуть жилье продавцу и забрать свои деньги. Такое решение вынес Верховный суд.
Данное решение было вынесено в результате иска, поданного гражданином, купившим квартиру в Сочи. После заключения договор купли-продажи, новый владелец обнаружил у жилья существенные недостатки. Собственник назвал эти недостатки скрытыми и отметил, что они не позволяют «использовать квартиру по прямому назначению».
Покупатель негодной квартиры обратился в Адлерский районный суд города Сочи с требованием признать сделку незаконной. В качестве доказательства своей позиции он приложил заключение эксперта, который подтвердил наличие дефектов и согласился с доводами истца. Районный суд счёл, что доказательства покупателя квартиры и заключение экспертизы заслуживают доверия. Однако краевой суд отменил данное решение. Судья посчитал экспертное заключение недопустимым, так как эксперт не подписывался под словами, что предупрежден об ответственности.
Когда дело дошло до Верховного суда, там отметили, что коллеги из краевого суда не учли главного – заключение эксперта о негодности квартиры было составлено не на основании определения суда, то есть не по его просьбе, а по заказу истца. Поэтому такое доказательство надо квалифицировать не как заключение эксперта, а как письменное доказательство, к которому закон предъявляет другие требования.
Также Верховный суд обратил внимание коллег из нижестоящей инстанции на ст. 469 Гражданского кодекса, в которой прописано, что при отсутствии особых оговорок о качестве продукта в договоре купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю товар, пригодный «для целей, для которых товар такого рода используется». Если же в товаре (в данном случае — в квартире) обнаружатся неустранимые недостатки, которые препятствуют его использованию, покупатель имеет право отказаться от сделки и потребовать возврата своих денег.
После того как Верховный суд разрешил покупателям жилья отказываться от негодных квартир, Адлерский суд будет обязан пересмотреть дело истца в соответствии с доводами и указаниями, полученными от Верховного суда.