Законопроект Минюста, который частично разрешает изъятие единственного жилья за долги, не нарушает конституционного права граждан на жилье, заявил директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков.
«Предложенный законопроект при обращении взыскания предусматривает гарантию на жилье, но в пределах установленных нормативов», — написал он в своем Twitter. Запись была сделана в ответ на реплику бывшего детского омбудсмена Павла Астахова, который написал: «Конституция России гарантирует каждому право на жилье. А вот обязанности «платить по долгам» там нет, кроме налогов». Кроме того, Астахов назвал законопроект «очень спорным», так как он может «сделать бомжами тех, у кого и так нет средств».
В законопроекте, который опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предусмотрено, что продавать единственное жилье должника можно будет при соблюдении двух условий: если площадь помещения в два раза превышает законодательно утвержденную норму для должника и его семьи, а стоимость — двукратную стоимость жилого помещения, которое полагается им по закону. При этом у должника не должно быть денег и иного имущества, которое можно было бы продать для возврата задолженности.
Споры вокруг законопроекта продолжаются с ноября 2016 года, когда он был опубликован для общественного обсуждения. Минюст предложил внести соответствующие поправки в Гражданский процессуальный кодекс, поскольку в нем в настоящее время прописан запрет на изъятие единственного жилья должника и его семьи. Исключение сделано только для недвижимости, которая является объектом ипотеки.
Согласно Жилищному кодексу законодательная норма предоставления жилплощади устанавливается регионами индивидуально. На данный момент в Екатеринбурге, например, она равна 16 кв. м на человека (постановление главы города № 824 от 31.08.05).