В период квартирного застоя самое сложное – найти покупателя. Именно за этим сегодня чаще всего к риэлторам обращаются клиенты. Верят в опыт, профессионализм и в силу инструментов, доступных исключительно профессионалам. Какие на самом деле есть ресурсы у риэлторов, каких нет у самого продавца? И какова плата за профессиональный поиск покупателя?
Классическая услуга по продаже включает следующие пункты:
- Оценка квартиры
- Написание объявления
- Фотографирование квартиры
- Реклама объекта
- Ответы на телефонные звонки
- Проведение показа квартиры
- Составление договора купли-продажи
- Участие в проведении расчетов
Отметим, что большую часть шагов для продажи квартиры продавец вполне может совершить самостоятельно. Так, к примеру, метод оценки достаточно прост. Этим алгоритмом пользуются сами риэлторы. Образец проверенного юристами договора можно скачать. А расчеты безопаснее всего проводить не в офисе агента под пристальным взором риэлтора, а через банковскую ячейку, аккредитив или депозит нотариуса.
Самое ценное в услуге риэлтора в период «рынка покупателя» – поиск этого самого покупателя. Поиск происходит через размещение рекламы. Можно опубликовать объявление на различных сайтах, распечатать листовку и разложить по почтовым ящикам соседей. При наличии времени и желания все это может сделать сам продавец. Правда, у него нет доступа к ряду профессиональных интернет-ресурсов, на которых размещать объявления могут только агентства недвижимости. Это в частности портал Уральской палаты недвижимости (УПН) и база «Маклер», пользоваться которой могут только члены УПН. Посещаемость данных ресурсов достаточно высока. Среднесуточное количество уникальных посетителей на сайте – 5,8 тыс. человек, количество просмотров в «Маклере» – 8,5 тыс. за сутки (средние данные по итогам II квартала 2018 года). Впрочем, в Екатеринбурге есть сайты с более высокой посещаемостью. Так или иначе, желающим позместить объявление в «Маклере» и на сайте УПН необходимо заключить договор с риэлтором и заплатить ему впоследствии гонорар – 70-90 тыс. руб.
Ещё в начале нулевых были озвучены рекомендации Уральской палаты недвижимости об установлении чего-то вроде единой системы тарифов на риэлтерские услуги. В частности за «чистую» продажу предлагалось взимать с клиента 3% от стоимости квартиры. Но ФАС усмотрела в единообразии стоимости услуг риэлторов признаки картельного заговора. Поэтому вопрос создания «единого тарифа» был снят. Размер гонорара стал предметом договоренности. Некоторые агенты установили фиксированную плату за услугу за продажу квартиры, другие стали исчислять размер вознаграждения в процентном соотношении от стоимости квартиры.
Чтобы разобраться, сколько и за что взимают плату разные риэлторские компании Екатеринбурга при заказе услуги «продажа» квартиры, по заданию редакции было сделано несколько звонков в агентства недвижимости Екатеринбурга. По легенде, владелец собирался продать однокомнатную квартиру. Условная цена объекта – 2,5 млн рублей. Был задан вопрос: каким именно образом агент по недвижимости будет искать покупателя на имеющийся объект, и сколько за это придется заплатить. Ниже перечислены условия работы с клиентами (продавцами квартир) некоторых агентств недвижимости. В строке «Комиссия» указана стоимость базового тарифа (в процентах от стоимости объекта). Для сложных объектов тариф может быть повышен, а для постоянных клиентов – понижен. В строке «Дополнительные услуги» указаны сервисы, сверх обычного набора услуг по продаже, но дополнительная оплата за которые не взимается (т.е.они оказываются в рамках базового тарифа).
АН «33 квадратных метра»
Комиссия: 3% от стоимости объекта.
Поиск покупателя: размещение объявления в «Маклере», на профильных сайтах, по согласованию с клиентом расклейка объявлений и раскладка по почтовым ящикам.
АН «Белый Дом»
Комиссия: 3-5% от стоимости объекта.
Поиск покупателя: размещение объявления в «Маклере», на профильных сайтах, по согласованию с клиентом – размещение на непрофильных порталах, расклейка объявлений и раскладка по почтовым ящикам.
Дополнительные услуги: анализ рынка, определение рыночной цены объекта, предпродажная подготовка. анализ рынка, определение рыночной цены объекта, предпродажная подготовка.
ООО «БК_НЕДВИЖИМОСТЬ»
Комиссия: 3%, но не менее 80 тыс. руб.
Поиск покупателя: размещение объявления в «Маклере» и на профильных сайтах; расклейка объявлений на подъездах и раскладка по почтовым ящикам. Для дорогих объектов возможно вывешивание баннеров/растяжек.
Дополнительные услуги: анализ рынка, определение рыночной цены, участие в торге с покупателем.
АН «Диал»
Комиссия: 3-4% от стоимости объекта.
Поиск покупателя: размещение объявления в «Маклере» и на профильных сайтах, а также на сайте агентства.
Дополнительные услуги: анализ рынка, определение рыночной цены объекта.
«Бюро недвижимости Зыряновой»
Комиссия: 3%, но не менее 80 тыс. руб.
Поиск покупателя: размещение объявления в «Маклере», на профильных сайтах, расклейка объявлений и раскладка по почтовым ящикам. По согласованию с клиентом – вывешивание баннеров/растяжек и размещение роликов на TV.
Дополнительные услуги: сдача и получение документов в МФЦ.
АН «ЛАЙТ недвижимость»
Комиссия: 3%, но не менее 80 тыс. руб.
Поиск покупателя: размещение объявления в «Маклере» и на профильных сайтах; расклейка объявлений с цветными фото (только для отдаленных районов – Химмаш, Кольцово и пр.). Объекты в городах-спутниках рекламируются в местных газетах. Для дорогих объектов – баннер.
Дополнительные услуги: помощь в заполнении налоговой декларации, в которой отражается доход от продажи квартиры.
АН «Линк»
Комиссия: 70-80 тыс. руб.
Поиск покупателя: размещение объявления в «Маклере», на профильных сайтах, в специализированных журналах. При продаже квартир в домах элит- и бизнес-класса размещается информация на стендах в самих домах. Расклейка объявлений для отдалённых районов (Птицефабрика, Химмаш и пр.).
Дополнительные услуги: согласование продажи с органами опеки и попечительства.
АН «Новосёл»
Комиссия: 1,5% + 50 тыс. постоянная составляющая.
Поиск покупателя: размещение объявления в «Маклере», на профильных сайтах (15 носителей), обязательно расклейка и раскладка объявлений, публикация в журналах и газетах объявлений, а также в газете АН «Новосёл».
Дополнительные услуги: для объявлений составляется план квартиры, каждому покупателю, пришедшему на осмотр квартиры вручаются бахилы и цветной буклет, с информацией о данной квартире.
АН «Рио – Люкс Екатеринбург»
Комиссия: 3%, но не менее 70 тыс. руб.
Поиск покупателя: для конкретного объекта формируется индивидуальная рекламная стратегия. Размещение объявления в «Маклере», на профильных сайтах, продвижение объекта в соцсетях – через страницу агентства и через личные страницы риэлторов. При необходимости применяется расклейка объявлений и раскладка по почтовым ящикам.
Дополнительные услуги: согласование продажи с органами опеки и попечительства.
ГК «Северная казна»
Комиссия: до 50 тыс. руб.
Поиск покупателя: размещение объявления в «Маклере», на профильных сайтах, расклейка объявлений и раскладка по почтовым ящикам. Информация о бюджетных объектах и об объектах в городах-спутниках размещается в местных городских газетах.
Дополнительные услуги: авансирование объекта в офисе компании, электронная регистрация сделки.
Отметим, стоимость услуг некоторые агентства пытались обосновать наличием различных невероятных сервисов. Так, в одной компании загадочным голосом пообещали проверить покупателя силами службы безопасности агентства («мало ли какие люди»). Есть ли у этой структуры связь с ФСБ или с другими спец-службами – осталось скрыто под покровом тайны. В другом агентстве продавца соблазняли предложением реализовать квартиру дороже, чем он планировал (еще до того, как были озвучены характеристики квартиры и желаемая цена). Кто-то из агентов в качестве конкурентного преимущества отметил возможность публикации объявления о продаже на сайте их агентства недвижимости. По словам риэлтора, ежедневно их сайт посещает больше 2 000 человек, притом, что официальная статистика подтвердила среднюю посещаемость на уровне 300 человек день. Другой агент сделал упор на то, что деятельность их компании застрахована. Хотя скрывать не стал, что в Екатеринбурге еще не было прецедентов выплаты компенсации пострадавшим продавцам.
Не все обещания прописаны в договоре. Детали того, как будет рекламироваться объект, чаще всего в документах не фигурируют. И если у покупателя возникнет ощущение, что квартиру рекламируют недостаточно интенсивно, формально, оснований для претензии у него не будет. Останется уповать на чудо, «Маклер» и ждать покупателя или срок окончания действия эксклюзивного договора с агентством.
Следует, впрочем, иметь в виду, что самостоятельная продажа (без помощи риэлтора) не всегда бывает бесплатной. После того, как продавец начнёт продвигать свой объект на рынок (через интернет, объявления и т.д.) на горизонте вполне может т появиться покупатель с агентом, который озвучит сакраментальное: «Сколько вы нам заплатите, если мы приведем вам покупателя?». Если агент работает с покупателем, значит, он выступает с его стороны. Платить должен заказчик услуги. Но бывает, что агент пытается взять свое с продавца, а то – и с обеих сторон сделки. Фактически, продавцу, который пытается продать квартиру самостоятельно, услуга навязывается. Если он не согласится на эти условия, покупателю не будет представлен этот объект в числе прочих вариантов. Профессиональный кодекс этики риэлтора этот вопрос никак не регламентирует.
Рустем Галеев
исполнительный директор УПН
Не думаю, что в этом случае риэлтор что-то получит от покупателя за подбор. Хотя не исключаю, что может быть и так. Сложно представить, что в сегодняшних условиях покупатель будет искать объект через риэлтора. Сегодня именно продавцы нуждаются в помощи риэлтора, а не покупатели. И вероятность того, что покупатель придет и закажет услугу, не очень высока. Получение гонорара от обеих сторон сделки – этот момент никак не регламентируется. Во многих регионах риэлторы так и работают.
Бесплатно опубликовать объявления о продаже недвижимости можно здесь: Объявления о продаже и аренде недвижимости
По теме:
Рубрики на сайте: