Уральские девелоперы смотрят в будущее с разной степенью оптимизма. Кто-то их них морально готовится к «мертвому сезону» в плане продаж, а кто-то рассчитывает на приток покупателей после внедрения новых маркетинговых инструментов. Как чувствуют себя строительные компании в период экономического застоя, и к каким временам они готовятся?
В 2015 году застройщики столкнулись с падением спроса на квартиры в новостройках. Впервые за долгие годы построенные дома были введены в эксплуатацию частично нераспроданными. Конкуренция между проектами ужесточилась, за покупателя стартовала гонка. В «РСГ-Академическое» считают, что покупатель сегодня ждет, кто из строителей предложит лучшие условия покупки.
Филипп Третьяков
директор по маркетингу «РСГ-Академическое»
Я считаю, что покупатель сидит и ждет. Снижение объема продаж в прошлом году означает, что покупатель откладывал покупку на следующий период. Когда в феврале была создана ситуация искусственного ажиотажа (когда до конца не было известно о том, будет продлена ипотека с господдержкой или нет), мы увидели мощнейший всплеск спроса. Кто придумает самое привлекательное предложение, получит свои лавры. Распродажи, черные пятницы, что угодно может сработать. Все ждут определенного момента, когда можно выгодно купить.
Все лучшее для покупателя, конечно, впереди. До кризиса расцвет акций и скидок от застройщиков традиционно приходился на лето. Специальными предложениями девелоперы пытались переключить внимания покупателя с вопроса организации отдыха в короткое уральское лето на выбор квартиры в новостройке. Этим летом предложение строителей должно быть особенно жарким.
Алексей Коноплев
заместитель директора по развитию, компания «Первостроитель»
Если говорить о перспективах рынка в 2016 году, то летом может быть классический сезонный провал в продажах. Начинается конкуренция маркетинговых и рекламных служб, которые занимаются созданием и упаковкой продукта. Помогать продавать все больше будут риэлторы.
Девелоперы верят в собственные силы, действенность концепта проектов и акции. Конкуренция за внимание покупателя началась в разрезе качества. В 2015 году застройщики начали соревноваться, кто лучше и эффектнее оформит входную группу, кто больше предложит покупателям бонусов. В компании «Брусника» считают, что конкуренция качеством, а не ценой продолжит набирать обороты.
Сергей Антонов
исполнительный директор компании «Брусника»
Покупка квартиры – не спонтанный процесс. Этот год – два правильной упаковки своего продукта. Рынок не должен упасть в цене. Нам это зачем? Активность не упадет, если мы будет делать правильные вещи
Больше половины квартир в новостройках приобретается в ипотеку. По мнению компании «ЛСР. Недвижимость», часть потенциальных заемщиков временно отказалась от принятия долговременных обязательств в период экономической нестабильности. Все только начали привыкать к новой реальности. Если в информационном поле не будет больших потрясений, то уже через полгода спрос восстановится. Как раз под конец реализации программы ипотеки с государственной поддержкой.
Руслан Музафаров
региональный директор «ЛСР. Недвижимость»
Мне нравится прогноз, который сделал Сбербанк. Они прогнозируют 15% снижение емкости рынка. За счет чего это произойдет – цены или объема – в каждом городе будут принято собственное решение. Если мы не хотим опускать цену – сократятся объемы, дадим скидку – восстановятся объемы. Люди затаились, отложили решение о покупке, мониторят ситуацию своих работодателей, собственную зарплату, привыкают к новым экономическим условиям. Так или иначе, спрос накапливается. Если не будет никаких потрясений ближайшие полгода, люди будут с уверенностью смотреть в будущее, пойдут в отделы продаж застройщиков.
В «ЮИТ Уралстрой» больших потрясений до конца года не ждут. В компании прогнозируют, что результаты могут остаться на уровне прошлого года. Увеличение объема продаж можно ждать не раньше, чем через год.
Александр Погончик
директор по инвестиционному строительству «ЮИТ-Уралстрой»
Я считаю, что рынок спроса и рынок цен укрепятся в IV квартале 2016 года и продолжат рост. Рынок строительства и увеличения темпов, я ожидаю, что это произойдет в середине следующего года.
Между тем, независимые эксперты считают, что единого тренда на рынке новостроек некоторое время не будет. Повышение и понижение цен, как и активность покупателей, будут разниться от проекта к проекту.
Михаил Хорьков
руководитель РИЦ УПН
Каких-то кардинальных изменений ждать не стоит. Выбор у покупателей останется широким. Активность если останется на уровне прошлого года, то нам кажется это вполне неплохим результатом. На первичном рынке все будет контрастно. Как и в прошлом году, мы увидим у успешных компаний динамичные продажи на фоне стабильных цен или инфляционного повышения. А часть компаний будет вынуждены работать только со скидками.