Вектор застройки Екатеринбурга разворачивают на 180 градусов. Гигантские проекты на прилегающих к границе города полях больше не в тренде. В мегаполисе решено заняться генеральной уборкой. Убирать намерены двухэтажные бараки, которых в Екатеринбурге сохранилось великое множество и в каждом районе. И на освободившихся местах строить новые высотки. И эта форма обновления города называется развитие застроенных территорий.
Валерий Ананьев, генеральный директор НП УС «Атомстройкомплекс»:
«Если мы говорим об обновлении, то у нас фронт работ гигантский. Бараков и индивидуального жилья у нас много. Я думаю, что везде такие серьезные микрорайоны будут возрождаться вместо ветхого жилья».
Муниципалитетом Екатеринбурга намечено 111 Га внутри города, которые будут отданы под «развитие застроенных территорий». И это примерно 10% территории мегаполиса. И, в среднем, на каждые 2 Га планируются объекты социального толка: садики, школы, пункты полиции, почта и др. И под них нужно предусмотреть примерно пятую часть от заявленного объема земельных участков. Но если проектировщик располагает, то застройщик подходит к процессу творчески.
Сергей Малафеев, заместитель начальника Департамента по архитектурно-строительному контролю:
«Кто-то из застройщиков идет на то, что в своих объектах предусматривает детские дошкольные учреждения, которые не являются муниципальными. Процесс творческий».
Так, под развитием застроенных территорий понимается вклад каждого конкретного застройщика. Самые крупные компании в этом смысле лидируют, поскольку вкладывают в инфраструктуру больше других, чтобы повысить привлекательность собственных объектов. Даже если они расположены в очень выгодном с точки зрения рынка месте. Например, в районе Автовокзала. Вообще, Автовокзал как территория для обновления явно выделяется среди других районов интенсивностью собственного развития.
Валерий Ананьев, генеральный директор НП УС «Атомстройкомплекс»:
«Были заложены большие объемы нового жилья и других объектов социального назначения. И темпы очень большие».
Автовокзал, когда-то окраина и место аэропорта «Уктус», теперь, пожалуй, самый перспективный район, если судить по количеству строительных обновлений. Безусловно, мощным стимулом к развитию стало строительство метро. Но и близость к центру, а значит, статус визитной карточки города, тоже сыграла свою роль. И, конечно, Автовокзал сегодня обгоняет другие районы по количеству снесенных ветхих домов и бараков.
Валерий Ананьев, генеральный директор НП УС «Атомстройкомплекс»:
«Мы не можем оставлять здесь ветхое жилье, индивидуальное жилье старенькое и не соответствующее генплану, на которое нельзя смотреть без боли. Мимо него невозможно пройти и оно не делает город комфортным».
На знаковых улицах, типа улицы Белинского, линейка домов первой линии закрывала постройки 50-хх годов. И со стороны не было видно их плачевное состояние. Но после сноса части старых зданий фасадом города явно становятся высотки второй линии, строящиеся в глубине дворов, но, тем не менее, заметных издалека и создающих впечатление о Екатеринбурге еще на въезде. И конечно, новые строительные проекты предлагают рынку, и в частности, Автовокзалу, новые возможности. Ведь жилые дома возводят не только ради престижа. Новые проектировочные решения заключаются в разнообразии площадей и их формы. Несколько видов однокомнатных и двухкомнатных квартир, а также классические трешки, в которых кухня – отдельное помещение. Конечно, этого снаружи не увидеть. Надо смотреть поэтажные планы и собственно квартиры по готовности. Но в районе, где обновление - процесс уже непрерывный, запас экономической прочности в виде нового жилья, накоплен достаточно существенный.