Проекты зданий российских архитекторов стали все больше напоминать проекты зарубежных коллег. Таким наблюдением поделилось жюри ежегодного конкурса «Евразийская премия», где выбираются лучшие проекты в сфере жилого, коммерческого и промышленного строительства. Эксперты заговорили о том, что российские архитекторы становятся частью творческой единицы мирового масштаба. Правда, не все согласны, что эти изменения идут на пользу облику Екатеринбурга.
© фото: gelio.livejournal.com
Конкурс работ превратился в дискуссионную площадку, заставив жюри разделиться на два лагеря. Так, российские эксперты в целом одобряют то, что отечественные архитекторы ориентируются на западные тренды в строительстве.
Галина Букова, председатель оргкомитета международного фестиваля архитектуры и дизайна «Евразийская Премия»:
«Мы заметили, что в работы участников этого года и пятилетней давности представляют дискуссию на тему принципов построения пространства жилого и общественного интерьера, городской и частной архитектуры. Эта дискуссия выражается в разнице подходов западной и нашей архитектуры. В последние годы мы видим, что граница стирается. Мы с радостью наблюдаем, что наши российские архитекторы вливаются в мировую тенденцию, и порой не отличить, где проект реализован: в Подмосковье, под Санкт-Петербургом или в Америке».
По словам организаторов конкурса, ориентировка российских дизайнеров на тенденции западной архитектуры, в частности на основы «зеленого строительства»,– это огромный шаг вперед. Правда, принципы экодевелопмента из-за дороговизны внедрения чаще всего остаются на бумаге. Пока что процесс глобализации архитектурных трендов заключается только во внешней схожести строений.
Между тем, иностранцы ожидали от проектов российских архитекторов совсем другого – национального колорита в проектах жилых и коммерческих зданий.
Альберто Рубио, испанский архитектор-дизайнер:
«Язык архитектуры все больше глобализуется. Работы молодых архитекторов становятся все более похожими вне зависимости от страны, в которой они работает. В разных странах мы видим одни и те же тенденции в архитектуре. Стираются национальные границы. Найти национальный колорит в архитектуре становится все сложнее».
За национальную идею в архитектуре смело вступился главный архитектор Екатеринбурга. Столица Урала идет по пути заимствования архитектурных стилей. И один из самых показательных примеров – высотные «стеклянные» офисные центры в исторической части города, какие можно увидеть в любом западном мегаполисе.
Михаил Вяткин, главный архитектор Екатеринбурга:
«К сожалению, у нас в городе нет другого такого достижения, как конструктивизм начала XX века. Но сейчас мы стремительно догоняем запад в архитектуре, архитектура становится интернациональной. Если говорить применительно к Екатеринбургу, мы получили эту стеклянную архитектуру, мировой тренд. Сегодня мы уже говорим, что надо переходить к каким-то традиционным материалам. Но свой стиль, уральский, пока не наработан. Должно родиться какое-то совершенно новое архитектурное течение, вроде конструктивизма, где мы будем пионерами. Но пока не родился тот архитектор, который положит начало новому архитектурному стилю».
Отметим, что архитектурный стиль жилых и общественных зданий в настоящий момент не регулируется государством. Городские власти определяют только этажность строения и плотность застройки. Каким будет внешний облик постройки, решает каждая строительная компания самостоятельно.