Застройщики ищут способы минимизировать потери от неликвидного строительства подземных паркингов. Вместо них девелоперы готовы строить наземные парковки, но размер выставляемых на аукционы земельных участков не позволяет это делать. Между тем, в соответствии с нормами градостроительства Свердловской области, под землей должно быть, как минимум, второе больше машино-мест, чем строится сейчас. Впрочем, пока сами чиновники называют областные нормативы недоработанными, и не настаивают на их обязательном применении.
Количество парковок в жилых домах закреплено в строительных нормах и правилах 1989 года. В 2009 году появился новый документ областного значения, регулирующий городское строительство. Нормы, закрепленные в этих в двух документах, серьезно отличаются. И среди властных структур до сих пор нет единого мнения, каким документом руководствоваться при экспертизе проектов жилых зданий – федеральным или областным. Эта неразбериха с предписаниями поставила застройщиков в затруднительное положение.
Вячеслав Трапезников, исполнительный директор СРО «Гильдия строителей Урала»:
«Несколько органов проверяют проект на количество парковок. Первоначально, мы проходим стадию согласования эскизного проекта, где администрация смотрит по своим требованиям и понятиям на количество парковок. После этого мы идем в Госэкспертизу. У Госэкспертизы лежит на столе НГПСО (Нормы градостроительства Свердловской области, – Прим. ред.), у них есть постановление правительства Свердловской области и они проверяют по нему. Пройдя экспертизу, мы снова идем в Главархитектуру получать последний штампик. Они проверяют проект на соответствие нормативным актам Федерального уровня. Получается, есть некая Сцилла, есть некая Харибда, а есть Одиссей – застройщик. Мы должны находить компромисс – умудряться соответствовать и Федеральным актам, и областным».
Принципиальное различие между двумя документами в количестве машино-мест в подземном паркинге. Нормы СНиП 1989 года гораздо более лояльные. По СНиП подземных парковочных мест может быть меньше, 3–7,5 раз, чем по областному нормативу 2009 года.
Строить подземную парковку затратно. Под землей необходимо предусмотреть систему пожаротушения, дымоудаления, связи, гидроизоляции, вентиляции и проч. Как отмечают участники рынка, в зависимости от условий (качества грунта, количества этажей парковки и проч.) себестоимость каждого машино-места в подземном паркинге составляет 0,5-1 млн рублей.
Александр Матофаев, директор АН «Атомстройкомплекс»:
«Эти паркинги, как гири, висят на застройщике, не дают ему нормально передвигаться. Посчитав экономику, если продолжать держать эти паркинги у себя на балансе, оплачивая аренду, свет, вентиляцию, охрану и так далее, для минимизации убытков мы решили предоставлять беспроцентную рассрочку на приобретение подземных паркингов на срок 3-5 лет. Это хоть какой-то выход из сложившейся ситуации».
Между тем, по словам участников рынка, стоимость парковочного места в городе начинается от 350 тысяч рублей и доходит до 1,5 млн рублей, что фактически едва окупает затраты. И если в центральных районах продаются порядка 80-90% парковочных мест, то в спальных районах в лучшем случае 10-20%.
Пути выхода застройщикам предложила администрация – сдавать в аренду невостребованные машино-места. Между тем, девелоперы высчитали приблизительный размер арендной платы, которая бы покрыла все расходы по строительству и содержанию паркинга. Эта сумма оказалась более 15 тысяч рублей в месяц. Для сравнения, арендная плата за место на открытой платной парковке составляет 2-4 тыс. рублей в месяц.
Застройщики, в свою очередь, рекомендовали чиновникам использовать административный ресурс. В частности, было высказано предложение, дать специальное задание сотрудникам ГИБДД чаще эвакуировать автомобили, чтобы автовладельцы наконец-то задумались о покупке машино-мест.