Кирпичный дом в районе Автовокзала был одной из тех новостроек, на которую прохожие заглядывались и мечтали приобрести в ней квартиру. По проекту дом часть жилого ансамбля. Его достроить и заселить успели. Остальная стройка замерла. На сегодняшний день несколько рабочих периодически приходят на работу, но их присутствие почти никак не сказывается на росте стен.
Первые симптомы недомогания строительного рынка города особенно чуткие застройщики почувствовали даже не в прошлом, а в позапрошлом году, когда Екатеринбург был объят эйфорией роста цен на любую недвижимость. Строители с большим стажем пытались делать заявления о том, что увеличение цен происходит неправильно и часть ответственности за это на себя должно взять государство.
Юрий Чумерин, исполнительный директор Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области:
Стали появляться постановления правительства РФ о плате за аукционы, о плате за подключение, сначала электричества, потом водопровода, канализации и других сетей. Когда мы проанализировали, на сколько это «тянет» за один квадратный метр жилья, получилось, что все это новое «тянет», примерно, на 20-25 тыс. рублей в крупных городах. Получается так: себестоимость была 20 тыс. рублей, прибавьте сюда 20-25 тыс. рублей, получается 40-45 тысяч.
Кто накручивал цену на жилье, покупателю видно не было. Конечную цифру все равно определял застройщик, который, естественно, хотел еще и заработать.
Валерий Ананьев, генеральный директор НП УС «Атомстройкомплекс»:
Честно скажу - встали стройки! Много! Практически люди ударились о стенку. Представляете, как конь может скакать. Представляете, он налетел на стену. Вы подойдите к коню и спросите: ты встал? Он встал, но не знает что с ним – ноги переломаны или голова разбита. Вы поймите, что это действительно катастрофа. Не так просто разбежаться и удариться об стенку, которая называется «отсутствие финансирования». Произошло именно это. Конечно, стройка встала именно коммерческого жилья, я не говорю о бюджетных объектах.
Слово «о бюджетных объектах» раздалось уже после нового года. 150 постановление Правительства Свердловской области, определяющее порядок финансирования новостроек для бюджетников, сегодня уже не столь финансово безгранично, поскольку финансовое бремя за подключения несет на себе бюджет. Уже с перебоями денежных перечислений достраиваются начатые дома в области, а о новых проектах решено забыть. На время кризиса. Между тем, в Екатеринбурге прошелестела информация, что уральские недострои будут покупать москвичи. По 28 тысяч рублей за квадрат. Цена меньше даже заявленной государством. Целевая аудитория – застройщик в плачевном финансовом состоянии.
Анатолий Лебедев, директор компании по операциям с недвижимостью «Архитектура и недвижимость»:
Застройщик, в первую очередь, должен понимать, что наши предложения наиболее интересны для того чтобы выйти из сложной ситуации. Здесь есть определенный интерес не только московских, но и екатеринбургских игроков и других крупных российских игроков. Так или иначе, сейчас все имеет свою цену, но другой вопрос, что цену сейчас определяет, к сожалению, далеко не собственник. Предлагает тот, у кого есть деньги.
28 тысяч рублей за квадрат – это цена даже не докризисная, а та, трехлетней давности, к которой мечтают сегодня вернуться вновь. Цена без подключений. Пойти на такую сделку может себе позволить застройщик, которому муниципалитет или областное правительство выразили доверие. Две недели назад бизнесмены, которые пришли покупать в городе коммерческие и жилые недострои, по словам их партнера, стояли на пороге подписания документов с одним из екатеринбуржских застройщиков, который работал на улице Ангарской. Сортировка вообще активно застраивалась жилыми объектами эконом, в том числе и на государственные деньги в виде военных жилищных сертификатов.
Юрий Чумерин, исполнительный директор Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области:
Налоги, конечно же, должны оставаться на территории – это ясно. Но сейчас такая ситуация, когда любые пути спасения предприятия ищут сами. Как можно им сказать: ты знаешь, не продавай москвичам. Потому что они налоги заплатят там. А ты сиди с этим недостроем и ничего не делай и сам разорись. Конечно, мы так не можем сказать. Но даже если застройщик продаст этот дом, в любом случае дом-то здесь находится. Все равно он будет достраиваться здесь. И я думаю, что москвичи не повезут сюда рабочих из Москвы. Все равно наши же организации будут работать здесь и будут также платить налоги. Дом же будет достраиваться местными организациями. Это по документам он только пройдет через Москву, через их финансы. Ну и пусть проходит, по крайней мере, наши строители будут задействованы.
В кризис все пути спасения хороши. Только спасти удастся не всех. Как говорится, жить будет тот, кто очень так хочет.
Юрий Чумерин, исполнительный директор Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области:
Государство заняло позицию - спасти самых крупных. У нас крупные организации это Урал-Асбест, Атомстройкомплекс, ЛСР-Урал, монтажные организации есть очень крупные, которые в промышленности работают. У нас довольно много крупных предприятий. И всех их надо спасать. Ну а организации чуть помельче, разве их не надо спасать?
Сегодня самым главным фактором спасения строительного рынка вообще, и ряда строительных предприятий называют поиски по снижению себестоимости стройки. Во всяком случае, стройки эконом-класса. Этим фактором может стать, например, отмена платы за подключения. Еще вариант – найти способ производства дешевых стройматериалов. Например, завод «Теплит» заявил о выпуске дешевых газозолоблоков из золы отвалов Рефтинской ГРЭС. Дешевле аналогов на 15%. И еще один путь спасения видят строители – накопительная система, когда из цепочки финансирования стройки исключены банки. Но для этого нужен ряд законодательных инициатив.