Ощущение нереальности складывалось от потока информации про московский загородный рынок. Продается все, главное знать – кому продать и почем. Риэлторы на 13 Конгрессе по недвижимости заворожено слушали, какой он сегодня - загородный рынок вдоль МКАДа.
- Поселок «Новорижский», например. Начало продаж июль 2009 года. 23 км. Всего 764 участка из них 441 продан за 6 месяцев, обратите внимание. То же самое «Никольские озера» - за 6 месяцев 50% продаж.
Однако за МКАДом загородка совсем другая, качали головами гости из Перми, Тюмени, Челябинска, Новосиба. Московскую сказку сменила суровая реальность екатеринбургской загородки. На нашем рынке слишком много «замороженных», и даже, откровенно говоря, брошенных проектов. Их судьба складывалась по-разному. И перспективы тоже ждут неодинаковые. Согласно статистике, проекты, претендовавшие на статус элитных, пострадали от финансового кризиса сильнее других. Отсюда понятен ценовой демпинг, который продавцы хотели бы скрыть. В этом сегменте, однажды опустившись вниз, можно больше не подняться.
Максим Федотов, генеральный директор АН «Титул»:
На сегодня яркого гипертрофированного перегиба к суперэлитке практически нет. На сегодня этот сегмент пострадал больше всех. Те, кто владел большими суммами, последние полтора года решают собственные проблемы собственных бизнесов и им не совсем до покупок недвижимости. Хотя, как показывает рынок, такие сделки проходят, но как подтверждает опыт, эти сделки чаще всего связаны с демпинговыми ценами.
С другой стороны, аналитики предрекают неплохие перспективы проектам класса эконом и комфорт. Причин для оптимизма как минимум две. Наблюдается гиперчувствительность покупателя к цене. Эконом-планка сегодня востребована. Вторая причина – возможность реализовывать эконом-проекты с прибылью при условии реконцепции.
Максим Федотов, генеральный директор АН «Титул»:
На сегодняшний день существует хорошая тенденция выхода на рынок загородной недвижимости эконом-класса. Они прошли ре редевелопмент и реконцепцию и, соответственно, данные проекты уже появляются и в ближайшее время их будет еще больше на рынках регионов и у нас в том числе. С представлением именно малоэтажных комплексов эконом-класса и бизнес-класса по оптимальным реальным ценам.
Из востребованных продуктов загородки Екатеринбурга в лидерах земля без подряда. Но есть и оборотная сторона медали. Если на земельном участке нет сетей, он автоматически переходит в категорию аутсайдеров. Но если все коммуникации имеются, покупатель хотел бы строить сам. Это проще по срокам и по финансам. Есть деньги – стройка идет, нет денег – стоит. Девелопер вынужден идти на не совсем выгодную для него сделки. Сегодня для загородного рынка денег в банках нет.
Максим Федотов, генеральный директор АН «Титул»:
Если бы были инвестпрограммы, которые позволяли бы привлекать деньги в проект под оптимальные проценты, то я вас уверяю, что землю бы без подряда никто не продавал, потому что это не очень выгодно. Продажа земли с подрядомберет свои корни в составлении инвестиционного портфеля. За счет продажи части актива, обычно застройщик пытается набрать привлеченные средства и за счет этого развивать свой основной актив.
Несмотря на ободряющие данные Федеральной регистрационной службы об увеличении числа сделок на загородной рынке, она, загородка в Екатеринбурге так и не стала настоящим рынком, малоэтажной Америкой. Сегодня можно говорить лишь о наличии разностатусных объектов. Впрочем, питательная почва для оптимизма есть. Формированию загородного рынка поспособствовать могут дороги. Желательно, хорошие и незагруженные транспортом.